г. Самара |
|
18 октября 2012 г. |
Дело N А55-13515/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е.,
судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевская железная дорога - Матвеевой Л.В. (доверенность от 26.07.2011 N НЮ-46/156), Жилякова А.С. (доверенность от 26.07.2012 N НЮ-46/152),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Тишиной Н.В. (доверенность от 11.01.2012 N 96/6),
представителя открытого акционерного общества "Средневолжская Логистическая Компания" - Шапкиной Н.В. (доверенность от 26.01.2012 N 3/2012),
представитель Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта - не явился; территориальное управление извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 октября 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевская железная дорога
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2012 года по делу N А55-13515/2012 (судья Лихоманенко О.А.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевская железная дорога (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г.Москва, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (ОГРН 1026300965129, ИНН 6315802344), г.Самара,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
открытое акционерное общество "Средневолжская Логистическая Компания", г.Кинель Самарской области,
Приволжское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), г.Нижний Новгород,
о признании незаконными решения от 07 марта 2012 года N 2269/6 по делу N 161-5216-11/6 и предписания от 07 марта 2012 года N 2270/6,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевская железная дорога (далее - заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, антимонопольный орган) от 07.03.2012 N 2269/6 и предписания от 07.03.2012 N 2270/6 (т.1 л.д.5-11).
Определением суда от 09.04.2012 привлечены для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Средневолжская Логистическая компания" и Приволжское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (т.1 л.д.1).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2012 по делу N А55-13515/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.3 л.д.169-176).
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.4 л.д.6-11).
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
ОАО "Средневолжская Логистическая компания" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Приволжское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта отзыв на апелляционную жалобу не представил.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель антимонопольного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель ОАО "Средневолжская Логистическая компания" отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в Самарское УФАС России поступило заявление ОАО "Средневолжская Логистическая компания" о необоснованных действиях ОАО "РЖД", нарушающих права ОАО "Средневолжская Логистическая компания".
Согласно изложенным доводам ОАО "Средневолжская Логистическая компания" не имеет возможности самостоятельно производить работы по погрузке и выгрузке контейнеров на собственной контейнерной площадке, расположенной на железнодорожном пути необщего пользования (станция Кинель, Самарская область), поскольку станция не открыта по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1) для осуществления грузовых операций с контейнерами.
ОАО "Средневолжская Логистическая компания" указало, что ОАО "РЖД" отказало в открытии станции Кинель по указанным параграфам в целях исключения возможного простоя вагонов с контейнерами на станции. ОАО "РЖД" было также предложено для организации работы с 20- и 40-футовыми контейнерами воспользоваться контейнерной площадкой на станции Безымянка.
Согласно доводам ОАО "Средневолжская Логистическая компания", отказ ОАО "РЖД" в направлении предложения об открытии станции Кинель по параграфам 8н, 10н Тарифного руководства N 4 в Росжелдор является необоснованным и препятствует ОАО "Средневолжская Логистическая компания" в осуществлении хозяйственной деятельности.
По результатам рассмотрения заявления ОАО "Средневолжская Логистическая компания" Самарским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "РЖД" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции).
Определением о назначении дела N 161-5216-11/6 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.10.2011 N 13505/6 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Приволжское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Самарское УФАС России решением от 07.03.2012 N 2269/6 признало ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в отказе ОАО "РЖД" направления в Росжелдор предложений об открытии станции Кинель по параграфам 8н, 10н Тарифного руководства N 4, что привело к ущемлению интересов ОАО "Средневолжская Логистическая компания" как грузополучателя/грузоотправителя при осуществлении предпринимательской деятельности (т.1 л.д.12-16).
ОАО "РЖД" выдано предписание от 07.03.2012 о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: в срок до 07.04.2012 направить в Росжелдор предложения об открытии станции Кинель по параграфам 8н, 10н Тарифного руководства N 4 (т.1 л.д.17).
ОАО "РЖД" не согласилось с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Из материалов дела видно, что ОАО "Средневолжская Логистическая компания" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: контейнерная площадка (свидетельство о праве собственности от 28.12.2006 выдано на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 08.12.2006 N 14); железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 1833 м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Кинель, ул. Промышленная, д.13 (свидетельство о праве собственности от 10.08.2010 выдано на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2009 по делу NА55-18957/2009).
Техническая готовность контейнерной площадки подтверждается технической характеристикой контейнерного пункта от 20.08.2010 и актом обследования от 20.08.2010.
Как следует из содержания указанного акта, составленного с участием представителей ОАО "РЖД", техническое оснащение станции Кинель Куйбышевской железной дороги и подъездных путей ОАО "Средневолжская Логистическая компания" отвечают требованиям, предъявляемым в указаниях ОАО "РЖД". Готовность приема, отгрузки, выгрузки подтверждается. Безопасность и сохранность грузов, контейнерного и вагонного парков обеспечивается.
В соответствии с пунктом 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила эксплуатации путей необщего пользования), ОАО "Средневолжская Логистическая компания" утверждена и согласована с ОАО "РЖД" Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающего к станции Кинель Самарского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 29.05.2007.
На основании положений статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), между ОАО "РЖД" и ОАО "Средневолжская Логистическая компания" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 3/165 от 25.12.2007. Пунктом 13 указанного договора предусматривается осуществление ОАО "Средневолжская Логистическая компания" погрузочно-разгрузочных операций с контейнерами.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления грузовых операций с универсальными контейнерами ОАО "Средневолжская Логистическая компания" обращалось в ОАО "РЖД" с просьбой об открытии железнодорожной станции Кинель по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1) по временной схеме от 19.04.2010, от 12.05.2010, от 28.06.2010.
По результатам рассмотрения указанных обращений, ОАО "РЖД" отказано в открытии станции Кинель для осуществления операций с контейнерами массой брутто 20 и 24 тонн, а также массой брутто 24 (30) и 30 тонн на подъездных железнодорожных путях необщего пользования.
Как следует из писем ОАО "РЖД" от 07.12.2010, от 01.03.2011, от 11.05.2011, направленных в адрес ОАО "Средневолжская Логистическая компания", открытие станции Кинель для осуществления грузовых операций с контейнерами не представляется возможным, поскольку возросшая в связи с этим нагрузка повлечет простой вагонов на станции. В целях исключения названных рисков, ОАО "РЖД" предложено ОАО "Средневолжская Логистическая компания" рассмотреть вопрос о возможности строительства на территории логистического комплекса выставочного пути и открытие зоны таможенного контроля.
Для организации работы с универсальными контейнерами ОАО "РЖД" предложено ОАО "Средневолжская Логистическая компания" воспользоваться услугами контейнерной площадки, расположенной на железнодорожной станции Безымянка.
04.08.2011 ОАО "Средневолжская Логистическая компания" письмом N 226А обратилось в ОАО "РЖД" с просьбой о направлении в Росжелдор предложения об открытии станции Кинель по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1).
Однако, рассмотрев указанное обращение, ОАО "РЖД" направило в адрес ОАО "Средневолжская Логистическая компания" письмо от 29.09.2011 N Н31/437 об отказе в направлении в Росжелдор предложения об открытии станции Кинель.
Как следует из указанного письма, по своему назначению станция Кинель является сортировочной, которая не предназначена для работы с грузами в универсальных контейнерах на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, и ее открытие может повлечь длительный простой вагонов. Кроме того, ОАО "РЖД" указано, что железнодорожный путь необщего пользования N 6, принадлежащий ОАО "Средневолжская Логистическая компания", не соответствует требованиям СНиП 2.05.07-91* в части минимального радиуса кривых данного пути.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что материалами дела подтверждается, что ОАО "РЖД" отказано ОАО "Средневолжская Логистическая компания" в направлении в Росжелдор предложения об открытии станции Кинель по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1).
В обоснование своей позиции ОАО "РЖД" ссылается на то, что железнодорожный путь необщего пользования реконструирован ОАО "Средневолжская Логистическая компания" без необходимых согласований с ОАО "РЖД" и Росжелдором и в связи с этим, у ОАО "Средневолжская Логистическая компания" отсутствует акт ввода названного пути в эксплуатацию, необходимый для направления в Росжелдор предложения об открытии станции Кинель, нельзя принимать во внимание по следующим обстоятельствам.
По мнению ОАО "РЖД" путь необщего пользования не может использоваться ОАО "Средневолжская Логистическая компания" для работы с контейнерами, поскольку действия по его реконструкции без согласования с ОАО "РЖД" нарушают права и законные интересы последнего как владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Суд первой инстанции правомерно доводы ОАО "РЖД" о правомерности действий, выразившиеся в отказе ОАО "Средневолжская Логистическая компания" в направлении в Росжелдор предложения об открытии станции Кинель по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1), признал необоснованными.
Правовые основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте).
В соответствии с положениями статьи 1 названного Закона, железнодорожный транспорт во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, исходя из принципов, развития конкуренции и становления развитого рынка услуг железнодорожного транспорта.
Приказом МПС России от 18.06.2003 N 30 утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах (далее - Правила перевозок).
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил перевозки грузов в контейнерах производятся между железнодорожными станциями, открытыми для операций с контейнерами соответствующей максимальной массы брутто, указанными в тарифном руководстве.
В частности, на железнодорожной станции, открытой по параграфу 8н разрешается выполнение следующих грузовых операций: прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 20 и 24 тонн на подъездных путях, а на станции, открытой по параграфу 10н - прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 24 (30) и 30 тонн на подъездных путях.
Согласно части 6 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте открытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат эти железнодорожные станции.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не вправе отказать в открытии железнодорожных станций, если они отвечают установленным требованиям и при их проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации не были нарушены требования настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, а также соответствующие нормы, правила и технические требования.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что принятие решения об открытии железнодорожной станции по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1) для осуществления грузовых операций с универсальными контейнерами является компетенцией Росжелдора.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.12.2006 N 177 утвержден Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению государственной функции по принятию решений об открытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Административный регламент).
Пунктами 12, 13 указанного регламента установлены требования к составу документов, необходимых для исполнения государственной функции, а также перечень документов, представляемых заявителями.
В соответствии с пунктом 24 Административного регламента основанием для исполнения государственной функции является обращение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, составленное в произвольной форме с указанием данных и приложением документов в соответствии с пунктами 12, 13 регламента и скрепленное печатью владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Как следует из пункта 27 Административного регламента, в случае отсутствия или неправильного оформления каких-либо документов должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения, в течение двух рабочих дней с использованием средств факсимильной связи запрашивает их от владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Пунктом 37 указанного регламента установлено, что в случае, если железнодорожная станция не отвечает установленным требованиям и при ее проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации были нарушены требования законодательства Российской Федерации, соответствующие нормы, правила и технические требования, принимается решение об отказе в открытии железнодорожной станции для выполнения всех или некоторых операций с указанием конкретных пунктов нормативных правовых актов, соответствующих технических требований и правил, которые были нарушены заявителем.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством оценка соответствия представленных документов установленным требованиям возложена на Росжелдор, а не на ОАО "РЖД" как владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В обоснование правомерности действий, выразившихся в отказе ОАО "Средневолжская Логистическая компания" в направлении в Росжелдор предложения об открытии станции Кинель по параграфам 8н 10н Тарифного руководства N 4, ОАО "РЖД" ссылается на распоряжение ОАО "РЖД" от 01.04.2008 N 655р (в редакции распоряжения от 04.06.2010 N1221р).
Указанным распоряжением утвержден Порядок взаимодействия ОАО "РЖД" с Федеральным агентством железнодорожного транспорта по вопросам открытия и закрытия железнодорожных станций по Тарифному руководству N 4. Пунктом 4.1. указанного Порядка предусмотрено основание, по которому ОАО "РЖД" вправе отказать в направлении в Росжелдор предложения об открытии станции, а именно: отсутствие акта приемки в эксплуатацию объектов и технических средств, необходимых для открытия железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций.
Суд первой инстанции правильно указал, что данное распоряжение ОАО "РЖД" является локальным актом, действующим только в ОАО "РЖД", его филиалах и структурных подразделениях.
Действующим федеральным законодательством каких-либо оснований, позволяющих ОАО "РЖД" как владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования отказать ОАО "Средневолжская Логистическая компания" в направлении в Росжелдор предложения об открытии станции для выполнения операций по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4, не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенные положения законодательства, Самарское УФАС России сделало обоснованный вывод о том, что при поступлении обращения ОАО "Средневолжская Логистическая компания" о направлении в Росжелдор предложения об открытии станции Кинель по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1) ОАО "РЖД" как владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не вправе было отказывать в направлении в Росжелдор соответствующего предложения.
В представленном письменном отзыве Росжелдор также указывает, что в случае предоставления неполного пакета документов рассмотрение обращения приостанавливается до момента поступления в Росжелдор недостающих документов, однако государственная функция по принятию решений об открытии железнодорожных станций для выполнения операция является исключительной компетенцией Росжелдора.
Таким образом, вывод ОАО "РЖД" о том, что оно не имеет фактической возможности для обращения в Росжелдор вследствие отсутствия документов, являющихся необходимыми для направления предложения в Росжелдор об открытии станции Кинель по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4, является ошибочным.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку в соответствии с действующим законодательством ОАО "Средневолжская Логистическая компания" не может самостоятельно обратиться в Росжелдор, то в случае получения соответствующего ходатайства от ОАО "Средневолжская Логистическая компания" владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - ОАО "РЖД" обязано направить в Росжелдор предложение об открытии станции Кинель по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1) для операций с контейнерами, не предрешая вопроса, относящегося к исключительной компетенции Росжелдора.
В случае несогласия с таким ходатайством, ОАО "РЖД" вправе представить свое мотивированное заключение, свидетельствующее о невозможности открытия станции Кинель.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ОАО "РЖД" об отсутствии акта ввода железнодорожного пути в эксплуатацию.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2009 по делу N А55-18957/2009 признано за ОАО "Средневолжская Логистическая компания" право собственности на железнодорожный путь, выдано свидетельство о праве собственности на железнодорожный путь необщего пользования от 10.08.2010.
В указанном решении Арбитражного суда Самарской области содержится вывод о доказанности того, что строительство и реконструкция железнодорожного пути необщего пользования осуществлено с соблюдением установленных законодательством обязательных норм и правил, его дальнейшая эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Доказательств, опровергающих безопасность возведенного объекта, в деле не имеется.
Несостоятельным и противоречащим материалам дела является довод ОАО "РЖД" о том, что Самарским УФАС России неправомерно определены границы товарного рынка, на котором ОАО "РЖД" совершено нарушение антимонопольного законодательства.
Как указано выше, в силу положений части 6 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте, обязанность по направлению в Росжелдор предложения об открытии железнодорожной станции по тем или иным параграфам Тарифного руководства N 4 возложена именно на владельцев инфраструктур, которым принадлежат эти железнодорожные станции.
При этом, действующее федеральное законодательство возможности самостоятельного обращения владельцев подъездных путей необщего пользования в Росжелдор с предложением об открытии станции не предусматривает.
Таким образом, ОАО "РЖД" как владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не выполняя обязанность, установленную императивными требованиями части 6 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте, препятствует ОАО "СЛК" доступу к использованию указанной инфраструктуры.
При указанных обстоятельствах, действия ОАО "РЖД" являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Самарского УФАС России по делу N 161-5216-11/6 обоснованно пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае продуктовыми границами товарного рынка следует признать услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Самарское УФАС России указывает, что в ходе рассмотрения дела N 161-5216-11/6 ОАО "Средневолжская Логистическая компания" представлены копии писем потенциальных контрагентов (ООО "Магистраль", ООО "АТЛ Поволжье", ООО "Грундфос Истра", ООО "Холдинговая компания Международная Логистическая группа"), которые обращались в ОАО "Средневолжская Логистическая компания" для получения услуг по приему, обработке и хранению грузов в универсальных контейнерах. Однако, в связи с тем, что станция Кинель не открыта для осуществления грузовых операций с контейнерами, ОАО "Средневолжская Логистическая компания" было вынуждено отказать в предоставлении таких услуг.
ОАО "Средневолжская Логистическая компания" также указывает, что получение доступа к использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования через иные железнодорожные станции для ОАО "Средневолжская Логистическая компания" экономически и технологически нецелесообразно, поскольку в этом случае ОАО "Средневолжская Логистическая компания" при осуществлении деятельности по погрузке-разгрузке универсальных контейнеров будет вынуждено нести дополнительные финансовые и временные затраты (на доставку грузов автомобильным или иным транспортом до станции Кинель).
В рамках настоящего дела в адрес Самарского УФАС России ФАС России направлено письмо от 23.01.2012 N АГ/1582, содержащее разъяснения о том, что в рассматриваемом случае продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а географическими границами - Российская Федерация.
Учитывая изложенное, Самарским УФАС России правомерно установлено, что ОАО "РЖД", отказывая ОАО "Средневолжская Логистическая компания" в направлении предложения об открытии станции Кинель по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4, препятствует ОАО "СЛК" в доступе к использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в границах всей Российской Федерации.
Ссылка ОАО "РЖД" на решение ФАС России от 26.02.2010 N АГ/4963, судом первой инстанции правомерно отклонена, поскольку в названном решении изложены иные фактические обстоятельства, не имеющие отношения к предмету рассмотрения Комиссии Самарского УФАС России в рамках дела N 161-5216-11/6.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность в сфере железнодорожных перевозок отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Самарским УФАС России указывается, что в соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Приказом ФСТ России от 29.12.2004 N 435-Т ОАО "РЖД" включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Приказом ФАС России от 14.06.2005 N 121 ОАО "РЖД" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %. Доля ОАО "РЖД" на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования составляет более 65 %.
В силу пункта 1 части 1, части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО "РЖД" на вышеназванных рынках признается доминирующим.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с изложенным, Самарским УФАС России при рассмотрении дела N 161-5216-11/6 обоснованно сделан вывод о том, что действия ОАО "РЖД", выразившиеся в отказе ОАО "Средневолжская Логистическая компания" в направлении в Росжелдор предложения об открытии станции Кинель по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1), являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и приводят к ущемлению интересов ОАО "Средневолжская Логистическая компания" как грузополучателя/грузоотправителя при осуществлении предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы ОАО "РЖД" излишне уплачена государственная пошлина, которая подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2012 года по делу N А55-13515/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевская железная дорога - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевская железная дорога из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 15 августа 2012 года N 23 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13515/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевская железная дорога
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Средневолжская Логистическая Компания", Приволжское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта