г. Пермь |
N 17АП-11069/2012-АК |
24 октября 2012 г. |
Дело N А50П-504/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Гимназия N 3" г. Кудымкара (ОГРН 1025903379952, ИНН 8107004115): не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (ОГРН 1038102241704, ИНН 8107010060): Паклина О.В., паспорт, доверенность от 17.10.2012 N 10; Поносова Е.Н., служебное удостоверение N 388, доверенность от 17.10.2012 N 9;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 27 августа 2012 года по делу N А50П-504/2012, принятое (вынесенное) судьей Радостевой И.Н.
по заявлению Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Гимназия N 3" г. Кудымкара
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края
о признании акта недействительным,
установил:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Гимназия N 3 г. Кудымкара (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения N 6 от 18.05.2012 о привлечении заявителя к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением арбитражного суда от 27.08.2012 с учетом дополнительного решения от 30.08.2012 требования заявителя удовлетворены, суд признал недействительным решение заинтересованного лица о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 18.05.2012 N 6 и взыскал с Управления в пользу общества судебные расходы в сумме 100 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда от 27.08.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление не входит в перечень не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в силу ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - Закон " 212-ФЗ), следовательно, на данные выплаты с учетом статьи 7 Закона N 212-ФЗ страховые взносы подлежат начислению.
Кроме того, как указывает заинтересованное лицо, оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление произведена заявителем на основании Закона Пермского края от 08.12.2006 N 30-КЗ "Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление".
В связи с этим, указанные выплаты не подпадают, по мнению Управления, под определение компенсационных выплат, установленное в ст. 164 Трудового кодекса РФ, а являются по своей природе дополнительным вознаграждением, выплачиваемым работникам государственных и муниципальных учреждений Пермского края, в том числе в сфере образования.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено согласие с судебным актом, доводы заинтересованного лица отклонены как несостоятельные.
По мнению общества, по своей природе спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами в силу ст. 7 Закона N 212-ФЗ, поскольку не связаны с выполнение работниками трудовых обязанностей, предоставление санаторно-курортных путевок не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантировано ни трудовыми, ни коллективным договорами, заключенными обществом с работниками.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей заинтересованного лица, поддержавших доводы апелляционной жалобы.
Заявитель, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, учреждением проведена выездная проверка общества по вопросам представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2009 по 31.12.2011; правильности и счисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 плательщиком страховых взносов.
По результатам проверки составлен акт N 6 от 10.04.2012.
18.05.2012 заинтересованным лицом принято решение N 6 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов в виде штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов. В частности, проверяющими установлено занижение базы для начисления страховых взносов на сумму оплату приобретенных санаторных путевок работникам организации.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, рассмотрев которое, суд его удовлетворил, сделав вывод о том, что выплаты на санаторно-курортное лечение работникам учреждений Пермского края, работающих в сферах образования, установленные законодательством субъекта Российской Федерации: Законом пермского края от 08.12.2006 N 30-КЗ в соответствии с положениями федерального законодательства, являются компенсацией и не подлежат обложению страховыми взносами
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 20 Закона N 165-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверенном периоде) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, прямо установлены в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Приведенный в указанной статье перечень является исчерпывающим.
Подпунктом "и" подпункта 2 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не подлежат для организаций обложению страховыми взносами.
Из указанной нормы следует, что страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются на выплаты, носящие компенсационный, единовременный характер в случаях и в пределах норм, прямо предусмотренных законодательством.
Трудовым кодексом РФ установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24 - 28 ТК РФ).
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат:
- компенсации, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда;
- компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно части 2 статьи 164 ТК РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами.
Статьей 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим к и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Вместе с тем в рассматриваемом случае учреждение произвело оплату путевок в санаторий-профилакторий для оздоровления работников за счет средств бюджета.
Оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление произведена учреждением на основании Закона Пермского края N 30-КЗ от 08.12.2006 "Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление", Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2007 N 113-п "О порядке обеспечения работников государственных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оказания финансовой помощи на санаторно-курортное лечение работников муниципальных учреждений", Постановления Главы администрации г. Кудымкара от 20.07.2007 N 679 "О порядке обеспечения работников муниципальных бюджетных учреждений г. Кудымкара санаторно-курортными путевками"
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 30-КЗ путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются уполномоченным органом государственной власти Пермского края за счет средств краевого бюджета не более одного раза в течение двух лет. В соответствии с ч. 3 ст. 2 вышеназванного Закона порядок обеспечения работников государственных учреждений санаторно-курортными путевками определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Согласно п. 5.4. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2007 N 113-п, финансовая помощь местным бюджетам оказывается в форме субсидий в пределах средств, предусмотренных Законом о бюджете, на основании Соглашения о предоставлении субсидий на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений, заключенного между Министерством и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края.
Таким образом, указанные выплаты в адрес санаторного учреждения не подпадают под определение компенсационных, поскольку не направлены на возмещение расходов, понесенных непосредственно работниками в связи с выполнением ими трудовых функций, а по своей правовой природе являются дополнительным вознаграждением в натуральной форме, выплачиваемым работникам государственных и муниципальных учреждений Пермского края, в том числе в сфере образования.
При этом, оплата приобретенных в пользу работника путевок не может рассматриваться в качестве компенсационных выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами в соответствии с подпунктом "и" подпункта 2 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов.
С учетом сказанного у фонда имелись основания для доначисления заявителю страховых взносов, а также соответствующих и производных сумм пени и штрафа.
Правильность расчета рассматриваемых в настоящем деле доначислений заявителем не оспаривается, начисление на сумму страховых взносов производных сумм пеней и штрафа соответствует положениям статей 25, 47 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение суда является ошибочным. Выводы суда основаны на неправильном применении (истолковании) приведенных выше норм материального права, что привело к принятию неправильного решения по делу и влечет его отмену с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре
от 27 августа 2012 года по делу N А50П-504/2012 с учетом дополнительного решения от 30 августа 2012 года отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Постоянное присутствие АС Пермского края в г.Кудымкар.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-504/2012
Истец: МОБУ "Гимназия N3" г. Кудымкара
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края