г. Самара |
|
24 октября 2012 г. |
Дело N А65-15950/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2012 года по делу N А65-15950/2012 (судья Нафиев И.Ф.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый дом "Катма", г.Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения от 02 апреля 2012 года об отказе в государственной регистрации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Катма" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - ответчик) от 02 апреля 2012 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в части внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо закрытое акционерное общество "Торговый дом "Катма" находится в процессе реорганизации в форме преобразования, об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о реорганизации в форме преобразования в ООО "Торговый дом "Катма" и внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо - ЗАО "Торговый дом "Катма" находится в процессе реорганизации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Катма", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан направили ходатайства о рассмотрении дела без своего участия, которые удовлетворены судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Внеочередным общим собранием акционеров ЗАО "Торговый дом "Катма" принято решение от 26 марта 2012 года реорганизовать закрытое акционерное общество "Торговый дом "Катма" в форме преобразования, с изменением организационно правовой формы на общество с ограниченной ответственностью, на директора ЗАО "Торговый дом "Катма" возложена обязанность подготовить и представить на утверждение Общего собрания акционеров ЗАО "Торговый дом "Катма" передаточный акт, составленный по данным инвентаризации имущества и обязательств общества и Устав ООО "ТД "Катма"".
В расписке о получении документов, представленных в регистрирующий орган, указано, что заявителем для государственной регистрации представлены заявление - уведомление о начале процедуры реорганизации от 28 марта 2012 года, протокол внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Торговый дом "Катма" от 26 марта 2012 года и отчет об итогах голосования на внеочередном общем собрании акционеров ЗАО "Торговый дом "Катма" от 26 марта 2012 года.
Регистрирующим органом 02 апреля 2012 года принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, в связи с непредставлением передаточного акта и учредительных документов юридического лица (л.д.9).
Общество, не согласившись с данным решением регистрирующего органа, в порядке, предусмотренном статьями 137-139 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан с жалобой, в которой просило признать решение незаконным (т.1, л.д.15-18).
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан 11 мая 2012 года жалобу общества оставило без рассмотрения (т.1, л.д.20-21).
Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Катма", не согласившись с решением регистрирующего органа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.
На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Пунктом 1 ст.57 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п.1 ст.60 ГК РФ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Разъяснения о применении ст.13.1 Закона N 129-ФЗ даны в письме ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@ "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации".
Согласно п. 5 Письма письменное сообщение о начале процедуры реорганизации представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение о реорганизации.
При этом в п. 4 указанного Письма определены документы, представляемые в регистрирующий орган одновременно с письменным сообщением о начале процедуры реорганизации. К письменному сообщению о начале процедуры реорганизации прилагается решение о реорганизации.
Других документов ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон N 129-ФЗ, ни указанное письмо не предусматривают.
Согласно п. 8 Письма на основании письменного сообщения о начале процедуры реорганизации и приложенных к нему документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
В силу п.п. "а" ст.23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Пунктом 1 ст. 59 ГК РФ предусмотрено, что передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Однако, положения ст.60 ГК РФ и ст.13.1 Закона N 129-ФЗ, сформулированные исчерпывающим образом, указывают на обязательное предоставление решения о реорганизации, но не содержат указаний на обязательное представление передаточного акта и учредительных документов юридического лица при подаче заявления - уведомления о начале процедуры реорганизации.
При этом необходимо учитывать, что передаточный акт и разделительный баланс, а также учредительные документы должны быть представлены не в составе приложения к уведомлению о начале процедуры реорганизации, а при государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Так, согласно подп. б) и д) п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), а также передаточный акт или разделительный баланс.
Аналогичных положений ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ не содержит.
Пунктом 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, п.2 данной статьи законодатель возлагает на реорганизуемое лицо ряд дополнительных обязанностей, которые оно должно выполнить уже после внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Положениями Закона N 129-ФЗ установлен перечень документов, необходимый для каждого вида государственной регистрации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, закон N 129-ФЗ не наделяет регистрирующий орган полномочиями по вмешательству в хозяйственную деятельность субъектов гражданских правоотношений.
Регистрирующий орган на основании п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Ответственность за достоверность сведений, согласно ст. 25 Закона N 129-ФЗ, несет заявитель, при этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом N 129-ФЗ (п. 4 ст. 9).
Суд, исходя из анализа регистрационного дела ЗАО "Торговый дом "Катма", сделал правильный вывод о том, что представленные заявителем вместе с заявлением-уведомлением документы полностью соответствовали приведенным нормам закона (т.1, л.д.48-61).
Кроме того, п.2 ст.59 ГК РФ предусмотрено, что передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами, соответственно, передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Из материалов дела следует, что внеочередным общим собранием акционеров закрытого акционерного общества "Торговый дом "Катма" от 26 марта 2012 года было принято решение о реорганизации общества в форме преобразования с изменением организационно правовой формы в общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Катма".
Решение о реорганизации было принято в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
При этом, дата утверждения в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в решении учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков.).
Ссылка ответчика на Постановление ФАС Центрального округа от 26.10.2010 по делу А62-622/2010 правомерно отклонена судом, поскольку в рамках указанного дела дана оценка иной совокупности фактических обстоятельств.
Доводы ответчика о том, что достоверность сведений является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации невозможно, правомерно отклонены судом, поскольку данные обстоятельства могут относиться к государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а не к представлению Обществом уведомления о начале процедуры реорганизации. Никаких оснований для отказа во внесении записи о начале процедуры реорганизации не было.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица, выраженный в решении от 02 апреля 2012 года, противоречит приведенным нормам закона, нарушает права и законные интересы заявителя. Кроме того, факт представления заявителем документов, в соответствии с перечнем, изложенным в ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, подтвержден распиской должностного лица регистрирующего органа.
Таким образом, заявителем представлены в регистрирующий орган все необходимые документы для внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования, которые содержат все установленные законом сведения, необходимые в данном случае.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2012 года по делу N А65-15950/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-15950/2012
Истец: ЗАО "Торговый дом "Катма", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань