г. Самара |
|
24 октября 2012 г. |
Дело N А55-16153/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти" - Воробьев С.П., доверенность от 27 декабря 2011 г. N 57,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Аладин В.Ю., доверенность от 27 декабря 2011 г. N 12-8082,
от мэрии городского округа Тольятти - Корнилов Д.С., доверенность от 07 декабря 2011 г. N 11508/1,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2012 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2012 года по делу N А55-16153/2012, судья Щетинина М.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти" (ОГРН 1106324008284), г. Тольятти, Самарская область,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
третьи лица:
мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область,
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа от 07.02.2012 г. N 09/53/2011-985 в государственной регистрации права собственности заявителю на объект недвижимости - сооружение скважина N15 с подземной камерой, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, на территории водозабора "Жигулевское море", кадастровый номер 63:09:0000000:0:4367 и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности за заявителем.
Решением суда первой инстанции от 06 августа 2012 года отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 07.02.2012 г. N 09/053/2011-985 в государственной регистрации права собственности открытому акционерному обществу "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти" на сооружение - скважина N15 с подземной камерой, расположенное по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, на территории водозабора "Жигулевское море", кадастровый номер 63:09:0000000:0:4367, признан незаконным.
Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по делу А55-16153/2012 в месячный срок осуществить государственную регистрацию права собственности открытому акционерному обществу "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти" на сооружение - скважина N 15 с подземной камерой, расположенное по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, на территории водозабора "Жигулевское море", кадастровый номер 63:09:0000000:0: 4367.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции является необоснованным и принятым с нарушением норм материального права.
Податель жалобы считает, что судом не было учтено, что в данном случае имела место не обычная реорганизация, при которой происходит универсальное правопреемство, а преобразование муниципального предприятия в открытое акционерное общество, особенности перехода прав при котором, с учетом требований статьи 217 ГК РФ, регулируются законодательством о приватизации.
Доказательств того, что спорный объект как объект недвижимости был включен в план приватизации или передаточный акт, на государственную регистрацию представлено не было.
Документ, подтверждающий основание для перехода прав, а именно план приватизации или передаточный акт, подтверждающий приватизацию заявителем объекта именно как объекта недвижимости, на государственную регистрацию представлен не был.
При этом податель апелляционной жалобы отмечает, что такие документы и не могли быть представлены, поскольку право собственности муниципального образования - городского округа Тольятти - на спорное сооружение, с учетом требований статьи 219 ГК РФ, согласно которой право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, не возникло. Соответственно, такой объект не мог быть предметом сделки приватизации и права на него не могли перейти в ходе такой сделки.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве. Отмечает, что согласно акту приема-передачи, утвержденному постановлением мэрии городского округа Тольятти от 20.10.2010 г. N 2939-п/1, имущество, в том числе затраты на строительство скважины N 15, вошло в уставный капитал созданного в результате приватизации ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти". Таким образом, ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти", созданное путем преобразования МУП "ПО КХ г.о. Тольятти" становится универсальным правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия. Заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель мэрии городского округа Тольятти просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мэрия городского округа Тольятти и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика и мэрии городского округа Тольятти, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела заявитель 27.09.2011 г. обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - сооружение - скважина N 15 с подземной камерой, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, на территории водозабора "Жигулевское море" (л.д.64).
Регистрирующий орган Сообщением об отказе в государственной регистрации от 07.02.2012 г. N 09/053/2011-985 отказал заявителю в государственной регистрации права собственности, мотивировав отказ несоответствием представленных на государственную регистрацию права документов, по содержанию требованиям действующего законодательства, непредставление документов, необходимых в соответствии с законом о госрегистрации для государственной регистрации прав. Регистрирующий орган указал на то, что исходя из положений статьи 218 ГК РФ, при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию право собственности на скважину может быть приобретено только МУП "ПО КХ г. Тольятти". Спорное сооружение отсутствует в перечне объектов недвижимого имущества, передаваемого заявителю в порядке приватизации (л.д. 30-40).
Заявитель, посчитав отказ незаконным, нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований открытое акционерное общество "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти" в заявлении ссылается на то, что согласно акту органа местного самоуправления от 2010 года имущество вошло в уставный капитал созданного в результате приватизации ОАО "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти".
Общество является универсальным правопреемником МУП "Производственное Объединение Коммунального хозяйства в г. Тольятти" приватизировавшегося по способу преобразования в открытое акционерное общество "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти" согласно Постановлению Мэрии городского округа Тольятти.
При этом в состав имущества, подлежавшего приватизации вошел данный спорный объект в виде затрат на строительство скважины, отраженных в п. 4.1.99 Приложения N 1 к Постановлению Мэра г. Тольятти от 20.10.2011 года N 2939-П/1.
Разрешение на строительство водозаборной скважины N 15 было выдано в 2008 году, а в июле 2010 года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию и определении местоположения. С сентября 2010 года указанное сооружение стоит на кадастровом учете.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
В силу пунктов 1, 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
06 августа 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию представляются документы о праве на земельный участок и разрешение на строительство.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации прав не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным статьей 18 названного Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти N 7045-1/П от 08.06.2006 г. Муниципальному унитарному предприятию "Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти" для строительства водозаборной скважины N 15, в соответствии с регламентом градостроительной зоны (Р-4) предоставлен земельный участок местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, восточнее водозаборной скважины N 12 водозабора "Жигулевское море", с кадастровым номером 63:09:02 04 067:0029, площадью 10000 кв.м. сроком на 11 месяцев.
Как следует из материалов дела между Мэрией городского округа Тольятти и МУП "Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти" был подписан Договор N 1672 аренды земельного участка от 18.09.2007 г., по условиям которого МУП принимает в аренду земельный участок, отнесенный к землям поселений для строительства водозаборной скважины N 15 (л.д. 41-42).
Мэром городского округа Тольятти принято Постановление N 1574-1/П от 03.06.2008 г. "О выдаче МУП "ПО КХ г. Тольятти" разрешения на строительство водозаборной скважины N 15, восточнее водозаборной скважины N 12 водозабора "Жигулевское море" в Комсомольском районе г. Тольятти".
Исходя из указанного постановления усматривается, что постановление было принято с учетом наличия проектно-сметной документации, соответствующей градостроительному плану земельного участка, договора аренды земельного участка от 18.09.2007 года N 1672, при соблюдении положений статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской федерации, Устава городского округа Тольятти (л.д. 43).
Департаментом градостроительной деятельности и землепользования Мэрии городского округа Тольятти было выдано разрешение на строительство N RU 63302000-168 от 01.10.2008 г. и разрешение N RU63302000-86 на ввод объекта в эксплуатацию на основании постановления Мэрии городского округа Тольятти от 12.07.2010 г. N1878-п/1 (л.д. 45-50).
В соответствии с кадастровым паспортом от 17.09.2010 г. N 63:09:0000000:0:4367 на государственный кадастровый учет 10.09.2010 г. спорный объект поставлен, как объект незавершенного строительства (л.д. 51-53).
При этом указанные ненормативные акты органа местного самоуправления не отменены и не признаны незаконными в установленном порядке, Договор аренды земельного участка от 18.09.2007 г. заключен на срок менее года, из содержания которого следует, что договор содержит сведения, позволяющие определенно и точно установить местоположение и площадь земельного участка передаваемого в аренду.
Объект недвижимого имущества создан на предоставленном для его строительства земельном участке в соответствии с разрешением на строительство и на него получены разрешительные документы на ввод в эксплуатацию в установленном порядке.
Участок, на котором расположена скважина N 15, является лесным участком (квартал 70 Тольяттинского лесничества), расположенная на землях иных категорий, право аренды на участок, на котором создан спорный объект был предоставлен правопредшественнику заявителя.
Согласно постановлению Мэра городского округа Тольятти от 20.10.2010 года N 2339-п/1 МУП "Производственное объединение Коммунальное хозяйство г. Тольятти" было приватизировано по способу преобразования в открытое акционерное общество "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти".
Как следует из материалов дела спорный объект вошел в уставный капитал заявителя как затраты на строительство скважины N 15 на территории водозабора "Жигулевское море", отраженные в п.п. 4.1.99 Приложения N 1 к Постановлению Мэра от 20.10.2010 г. (л.д. 28).
Указанные затраты на строительство скважины не вошли в Приложение N 3 "Перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса".
Таким образом, с учетом того, что на спорный объект недвижимости было принято постановление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию водозаборной скважины N 15 по указанному адресу и разрешение было выдано, представленные заявителем ответчику документы позволяли удостовериться в строительстве скважины на земельном участке, предоставленном муниципальному предприятию "ПО КХ г.о. Тольятти" для этих целей, и у заявителя отсутствовали препятствия для приобретения права собственности на спорный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти".
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2012 года по делу N А55-16153/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16153/2012
Истец: ОАО "Производственное объединение коммунального хозяйства г. о. Тольятти"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Мэрия г. о. Тольятти