г. Пермь |
|
18 октября 2012 г. |
Дело N А60-16026/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Заляднова Л.В. (паспорт, доверенность от 28.12.2011), Сухоруков А.В. (удостоверение, доверенность от 06.08.2012),
от ответчиков - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, ОАО "МРУ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 июля 2012 года
по делу N А60-16026/2012,
принятое судьей Горбашовой И.В.
по заявлению ОАО "Малышевское рудоуправление" (ОГРН 1026600626612, ИНН 6603003813)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
о признании незаконными действий по осуществлению государственного кадастрового учета,
установил:
ОАО "Малышевское рудоуправление" (далее ОАО "МРУ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (ответчики) с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых в порядке ст.49 АПК РФ) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр земель сведений о правообладателе ОАО "Малышевское рудоуправление" в отношении земельных участков: с кадастровым номером 66:68:0101005:69 "Железная дорога"; с кадастровым номером 66:68:0101005:59 "Отвал пустых пород"; с кадастровым номером 66:68:0101005:72 "Отвал некондиционных руд"; с кадастровым номером 66:68:0101005:67 "Старое хвостохранилище"; с кадастровым номером 66:68:0101005:57 "Хозпостройки по ул. Тимирязева"; с кадастровым номером 66:68:0101005:80 "Хозпостройки по ул. Февральской"; с кадастровым номером 66:34:0101002:1 "Коллективный сад N 9", с кадастровым номером 66:38:0101005:66 "Объездная дорога".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2012 (резолютивная часть от 30.07.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 31.07.2012 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Заявитель указывает, что сведения о правообладателе земельных участков подлежали внесению в кадастр недвижимости на основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающих документов, и не могли быть внесены на основании оценочных описей. Заявитель считает необоснованными выводы суда первой инстанции о недоказанности нарушения его прав и интересов, поскольку наличие в кадастре сведений о нем, как правообладателе земельного участка, влечет возложение на него обязанности уплачивать земельный налог. Также заявитель считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на обстоятельства, установленные по делу N А60-25000/2010, ссылается, в свою очередь, на судебные акты по делу N А60-37507/2011. Заявитель просит решение суда от 31.07.2012 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области против доводов апелляционной жалобы возражает. В отзыве указывает на то, что сведения о спорных земельных участках были внесены в кадастр недвижимости правомерно, внесенная в кадастр информация о части указания правообладателя земельных участков не является источником сведений о правах на недвижимое имущество, правомерность начисления земельного налога являлось предметом рассмотрения по арбитражному делу N А60-2500/2010.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 11.12.2005 в реестр объектов недвижимости кадастрового района "Малышевский" внесены сведения о земельных участках: с кадастровым номером 66:68:0101005:69 "Железная дорога", с кадастровым номером 66:34:0401001:66 "Железная дорога, ЛЭП", с кадастровым номером 66:68:0101005:247 "Отвал пустых пород", с кадастровым номером 66:68:0101005:72 "Отвал некондиционных руд", с кадастровым номером 66:68:0101005:67 "Старое хвостохранилище", с кадастровым номером 66:68:0101005:73 "Тепличное хозяйство", с кадастровым номером 66:68:0101005:60 "Напорный коллектор", с кадастровым номером 66:68:0101005:57 "Хозпостройки по ул. Тимирязева", с кадастровым номером 66:68:0101005:80 "Хозпостройки по ул. Февральской", с кадастровым номером 66:34:0101002:1 "Коллективный сад N 9", с кадастровым номером 66:68:0101005:66 "Объездная дорога".
21.04.2011 заявитель обратился в ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области с заявлением о предоставлении информации о наличии правоустанавливающих документов на спорные земельные участки.
17.06.2011 заявитель направил в ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области требование об исключении из кадастра записей об ОАО "МРУ", как правообладателе указанных земельных участков.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2012 по делу N А60-37507/2011 установлено, что на 29.07.2011 внесенные в кадастр недвижимости сведения о правообладателе спорных земельных участков - ОАО "МРУ", исключены.
Ссылаясь на то, что постановка спорных земельных участков на кадастровый учет с указанием правообладателя в строке 15 формы В1 была произведена незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 3 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.07 N 221-ФЗ предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ст. 1 ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ, действовавшей на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет, государственным кадастровым учетом земельных участков являлось описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождался присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В силу п. 2.1.2 Порядка ведения реестра земель, утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
Действующими в период осуществления оспариваемых действий Требованиями к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, утвержденными руководителем Росземкадастра от 23.04.2004, было предусмотрено, что при составлении оценочной описи необходимо понимать, что существующими земельными участками в границах каждого кадастрового квартала являются все фактически занимаемые земельные участки, по которым на дату составления оценочной описи вне зависимости от места хранения документов имеются: открытые подразделы ГРЗ КР; записи в инвентаризационных описях (в части земельных участков, для которых не открыты соответствующие подразделы ГРЗ КР); оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, зарегистрированные договоры аренды и т.п.); соответствующее решение о предоставлении земельного участка; записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы; сведения в материалах инвентаризации земель, утвержденных в соответствии с Временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденным Госкомземом 17 мая 1993 г.; сведения в проектах межевания территории, утвержденных в порядке, предусмотренном Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 105; записи в книгах выдачи свидетельств о праве собственности на землю, ведение которых осуществлялось в соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 г. К существующим земельным участкам следует относить также земельные участки, сведения о которых имеются в автоматизированных земельно-информационных системах территориальных органов Росземкадастра.
Как правильно установлено судом первой инстанции, сведения о спорных земельных участках, в том числе о правообладателе - ОАО "МРУ", были внесены в кадастр недвижимости на основании оценочных описей, утвержденных в установленном порядке. В связи с чем, основания для признания указанных действий незаконными, отсутствуют.
Ссылка заявителя на то, что Требования к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, утвержденные руководителем Росземкадастра от 23.04.2004, не являются нормативным правовым актом, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно п. 6, 7 Положения о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 N 22, Росземкадастр во исполнение возложенных на него задач разрабатывает и утверждает инструкции, методические и нормативно-технические документы и отраслевые стандарты по вопросам, отнесенным к его ведению, имеет право издавать нормативные правовые акты с последующей государственной регистрацией их в установленных законодательством Российской Федерации случаях, а также инструкции, методические и нормативно-технические документы по вопросам, отнесенным к его ведению.
Довод заявителя о том, что внесение в кадастр недвижимости сведений о нем, как правообладателе спорных земельных участков, повлекло возложение не него обязанности уплачивать земельный налог, также подлежит отклонению.
Внесение в государственный кадастр недвижимости записи о правообладателе земельного участка не является основанием возникновения или прекращения гражданских прав на земельный участок, внесенные в кадастр записи могут быть изменены в установленном порядке. В настоящее время сведения о ОАО "МРУ", как правообладателе спорных земельных участков, из государственного кадастра недвижимости исключены.
Как правильно указано судом первой инстанции, необходимость уплаты заявителем земельного налога была установлена арбитражным судом по делу N А60-2500/2010. При рассмотрении этого дела судом исследовались обстоятельства, связанные, в том числе, с предоставлением спорных земельных участков правопредшественнику заявителя.
Обстоятельства, установленные при рассмотрении арбитражного дела N А60-37507/2011 (о внесении сведений на основании оценочной описи от 30.05.2005 и об исключении этих сведений на 03.20.2011), соответствуют обстоятельствам, установленным при рассмотрении настоящего спора.
Ссылка заявителя на то, что ответчиками признано отсутствие у него прав на спорные земельные участки не может быть принята во внимание, поскольку из материалов дела следует, что ответчики указывали на отсутствие сведений о государственной регистрации таких прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Спор о правах на недвижимое имущество (о наличии или отсутствии таких прав) не может быть разрешен в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
С учетом изложенного, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 31.07.2012 является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя. Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату заявителю на основании ст.333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 июля 2012 года по делу N А60-16026/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Малышевское рудоуправление" (ОГРН 1026600626612, ИНН 6603003813) из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 3618 от 16.08.2012.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16026/2012
Истец: ОАО "Малышевское рудоуправление"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Свердловского филиала, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области