г. Самара |
|
26 октября 2012 г. |
Дело N А55-12521/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителей открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" - до и после перерыва - Яшиной Т.В. (доверенность от 10.04.2012 N 05-05/111), Каштановой Н.А. (доверенность от 10.04.2012 N 05-05/112), Быкова М.А. (доверенность от 02.02.2010 N 05-05/050), Стрельникова В.В. (доверенность от 10.04.2012 N 05-05/116),
представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - до и после перерыва - Беззубовой И.П. (доверенность от 24.04.2012 N 02-12/04165), Обуховой Л.Ю. (доверенность от 12.07.2012 N 02-12/07752),
представителей Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - до перерыва - Васляевой Н.В. (доверенность от 17.07.2012), до и после перерыва - Косарева А.А. (доверенность от 10.08.2012 N 12-22/05060707), Криковой О.А. (доверенность от 28.05.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 - 24 октября 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2012 года делу N А55-12521/2012 (судья Гордеева С.Д.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" (ОГРН 1026301416371, ИНН 631050001), г. Самара,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (ОГРН 1046300541110, ИНН 6315801100), г. Самара, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (ОГРН 1046300586727, ИНН 6315801005), г. Самара,
о признании недействительным решения от 28 декабря 2012 года N 08-42/68,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Приволжские магистральные нефтепроводы" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ОАО "Приволжскнефтепровод") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений от 22.06.2012) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - ответчик налоговый орган, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области) от 28.12.2011 N 08-42/68 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 100 200 000 руб. и начисления пени по налогу на прибыль в сумме 14 004 032 руб. 00 коп. (т.1 л.д.6-16, т.8 л.д.105-106).
Определением Арбитражного суда Самарской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2012 года по делу N А55-12521/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью (т. 10 л.д.32-33).
В апелляционной жалобе ОАО "Приволжскнефтепровод" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т.10 л.д.41- 47).
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определением суда от 22.10.2012 в связи с нахождением в командировке судьи Захаровой Е.И. в составе суда произведена замена судьи Захаровой Е.И. на судью Попову Е.Г.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Третье лицо отклонило апелляционную жалобу.
В судебном заседании в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 22.10.2012 до 15 час. 30 мин. 24.10.2012, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Приволжскнефтепровод" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
По результатам проверки составлен акт от 05.12.2011 N 08-24/61дсп (т.1 л.д.35-99).
Рассмотрев материалы проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 28.12.2012 года N 08-42/68 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы", которым, в том числе, обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 100 200 000 руб. и пени по налогу на прибыль в сумме 14 004 032 руб. 00 коп. (т.1 л.д.100-161).
Данное решение заявителем в апелляционном порядке обжаловано в Управление ФНС России по Самарской области.
Решением Управления ФНС России по Самарской области от 12.03.2012 N 03-15/06121 решение налоговой инспекции в оспариваемой части оставлено без изменений (т.1 л.д.185-192).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в указанной части.
Основанием для доначисления заявителю налога на прибыль в сумме 100 200 000 руб. и начисления пени по налогу на прибыль в сумме 14 004 032 руб. 00 коп. послужил вывод налоговой инспекции о том, что полученные заявителем в 2008 году из областного бюджета субсидии на возмещение затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию основных средств в размере 501 000 000 руб. должны учитываться в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Налогоплательщик считает, что полученные денежные средства являются целевыми, следовательно, субсидии не подлежат включению в доходы на основании ч. 2 ст. 251 НК РФ (действующей в спорный период).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права в силу следующего.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые также определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы в порядке, установленном ст. 250 НК РФ, с учетом положений главы 25 Кодекса.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, перечислены в ст. 251 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 251 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся (1) целевые поступления из бюджета и (2) целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики -получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 2 ст. 78 БК РФ предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов производится в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 22.12.2005 N 98 разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов. При этом критерии, позволяющие рассматривать выплаты в качестве средств целевого финансирования, следующие: эти средства подлежат отдельному учету, предназначены для расходования на строго определенные цели и не могут использоваться получателем по своему усмотрению, о расходовании указанных средств предприятие обязано отчитываться.
Иные условия, наличие которых необходимо для признания поступивших из бюджета средств целевыми, в п. 2 ст. 251 НК РФ не предусмотрены.
Из материалов дела видно, что согласно Уставу ОАО "Приволжскнефтепровод" основными видами деятельности общества являются: эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта; транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки; хранение нефти, газа и продуктов их переработки; реализация нефти, газа и продуктов их переработки; эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; эксплуатация пожароопасных производственных объектов; строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (т. 6 л.д. 103-112).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 13 Закона Самарской области от 29.11.2007 N 134-ГД "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в 2008 году за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения указанным лицам затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в топливно-энергетическом комплексе (т.2 л.д.157-168).
Законом Самарской области от 07.07.2008 N 62-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" по коду бюджетной классификации 7250402248 (Министерство нефтехимической и газовой промышленности Самарской области) предусмотрено выделение субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг в общей сумме 605 941 000 руб. (т.2 л.д.169-173).
В соответствии с Порядком предоставления в 2008 году субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в сфере транспортировки нефти в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере транспортировки нефти в части расходов на реализацию мероприятий, направленных на создание условий для экономического развития самарской области, в соответствии с заключенными Правительством Самарской области от имени Самарской области соглашениями о сотрудничестве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 11.06.2008 N 214 (т.2 л.д.174-175), а также согласно бюджетной росписи бюджета Самарской области на 2008 год, между ОАО "Приволжскнефтепровод" и Министерством нефтехимической и газовой промышленности Самарской области (далее - Министерство) заключено Соглашение о предоставлении субсидии от 09.07.2008 N 200800496 (т.2 л.д.176-180).
Согласно Соглашению о предоставлении субсидии Министерство предоставляет ОАО "Приволжскнефтепровод" субсидию на возмещение затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию основных средств в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству законом Самарской области "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" по виду расходов "Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" целевой статьи "Вопросы топливно-энергетического комплекса" подраздела "Топливно-энергетический комплекс" раздела "Национальная экономика", и в соответствии с бюджетной росписью на 2008 год.
Таким образом, условием предоставления получателю бюджетных средств - ОАО "Приволжскнефтепровод" субсидии является факт несения затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию основных средств за счет собственных средств, с наличием которых бюджетное законодательство связывает право на их получение. Именно понесенные налогоплательщиком за счет собственных средств расходы, отраженные в его бухгалтерском учете в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, и подлежат возмещению за счет средств областного бюджета в виде субсидии.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Приволжскнефтепровод" понесены затраты на реконструкцию, модернизацию основных средств, доказательством являются данные бухгалтерского и налогового учета заявителя и наличие первичных оправдательных документов (т.2 л.д.1-116, т.6 л.д.92-102).
Указанные затраты, учет которых велся обществом обособленно (т.2 л.д.117-156; т.6 л.д.66), включались в расходы посредством амортизации только в бухгалтерском учете, в налоговом учете они не уменьшали налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
По результатам проведенной Министерством нефтехимической и газовой промышленности Самарской области проверки представленных обществом документов, подтверждающих понесенные расходы, признаны обоснованными и подлежащими возмещению из бюджета Самарской области затраты в размере 501 000 000 руб.
Субсидия в сумме 501 000 000 руб. перечислена на расчетный счет общества платежным поручением от 28.07.2008 N 172 (т.2 л.д.181).
Суд апелляционной инстанции считает, что ОАО "Приволжскнефтепровод" выполнены все условия, установленные п. 2 ст. 251 НК РФ: о расходовании средств общество отчиталось перед получением субсидии, денежные средства использованы по целевому назначению, ведение раздельного учета доходов и расходов налоговым органом не оспаривается (т. 2 л.д. 1-156, 176-180, т. 6 л.д. 92-102).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод, что полученная заявителем субсидия не может быть отнесена к целевым поступлениям, предусмотренным п. 2 ст. 251 НК РФ, поскольку указанная норма предусматривает случаи исключения из налоговой базы целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Между тем указанной нормой законодательства возможность ее применения не ставится в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджета.
Согласно буквальному толкованию положений п. 2 ст. 251 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ), согласно которым при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся: (1) целевые поступления из бюджета и (2) целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Согласно выводам суда первой инстанции, фраза "целевые поступления из бюджета" не является самостоятельным условием освобождения от налогообложения, а связана со второй частью указанной нормы.
Суд апелляционной инстанции считает данное толкование ошибочным.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2012 года по делу N А65-27098/2011, от 18.10.2012 года по делу N А55-5474/2012.
Ссылка налогового органа и суда первой инстанции на ст. 6 БК РФ и на содержащееся в ней понятие получателя бюджетных средств, является необоснованной.
В данной норме раскрыты термины, применяемые в бюджетных правоотношениях, в том числе термин получатель бюджетных средств, однако определение терминам, содержащимся в п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления из бюджета, налогоплательщики-получатели целевых поступлений, назначение целевых поступлений, в указанной статье БК РФ не дано. Кроме того, положения п. 2 ст. 251 НК РФ не связывают возможность ее применения налогоплательщиком с фактом получения этих поступлений именно получателями бюджетных средств, в понятии, приведенном в БК РФ.
Ссылка суда первой инстанции на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 15187/09 по делу N А59-3573/2008 является необоснованной, так как данный судебный акт основан на принципиально иных фактических обстоятельствах.
В данном постановлении рассмотрен вопрос налогообложения средств, полученных налогоплательщиком из бюджета на покрытие убытков в связи с реализацией жилищно-коммунальных услуг по государственным регулируемым тарифам. Между тем полученная ОАО "Приволжскнефтепровод" субсидия никак не связана с компенсацией недополученных доходов или покрытием убытков.
Суд апелляционной инстанции считает неосновательной ссылку суда первой инстанции на постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2012 по делу N А55-18204/2011, от 10.05.2012 по делу N А55-14709/2011, поскольку в деле NА55-18204/2011 судами рассматривался вопрос налогообложения субсидий, полученных на возмещение недополученных доходов, а по делу N А57-14709/2011 причиной отказа в удовлетворении требований налогоплательщика послужило неведение им раздельного учета доходов (расходов).
Таким образом, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства спора, не принята во внимание природа полученной ОАО "Приволжскнефтепровод" субсидии, в результате чего ошибочно применена позиция судов о включении в налогооблагаемую базу субсидий, направленных на возмещение недополученных доходов (убытков).
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, считает, что оспариваемое решение налогового органа в части начисления налога на прибыль за 2008 год в сумме 100 200 000 руб. и пени по налогу на прибыль в сумме 14 004 032 руб. 00 коп., является незаконным.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление общества удовлетворить, признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 28.12.2011 N 08-42/68 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 100 200 000 руб. и начисления пени по налогу на прибыль в сумме 14 004 032 руб. 00 коп.
Судебные расходы за рассмотрение дела в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции отнести на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2012 года по делу N А55-12521/2012 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 28.12.2011 N 08-42/68 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 100 200 000 руб. и начисления пени по налогу на прибыль в сумме 14 004 032 руб. 00 коп.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в пользу открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" судебные расходы в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12521/2012
Истец: ОАО "Приволжскнефтепровод"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
Третье лицо: Управление ФНС России по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 3290/13
10.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3290/13
27.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3290/13
14.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3290/13
31.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10371/12
26.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10412/12
30.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12521/12