г. Чита |
|
1 ноября 2012 г. |
Дело N А58-3330/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 ноября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2012 года по делу N А58-3330/2012 по заявлению Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирская государственная академия водного транспорта" (ИНН 5407121512, ОГРН 1025403202440) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435157898, ОГРН 1051402059631) о признании незаконным и отмене Постановления N 540/30-ОНТ и СОТ от 17.05.2012 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции судья Эверстова Р. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирская государственная академия водного транспорта" (далее, заявитель, ФБОУ ВПО "НГАВТ") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее административный орган, Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене Постановления N 540/30-ОНТ и СОТ от 17.05.2012 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 27 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В качестве основания для удовлетворения требований заявителя суд первой инстанции указал на неправильную квалификацию действий заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе указано на то, что материалами административного производства доказано совершение ФБОУ ВПО "НГАВТ" правонарушения предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, а не ст. 6.7 КоАП РФ.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание своих представителей не направили, заявитель обратился с ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании заявления потребителя - гражданина Быкова С. И. от 26.04.2012 г. о нарушении ФБОУ ВПО "НГАВТ" санитарных правил, руководителем Роспотребнадзора определением от 02.05.2012 г. было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФБОУ ВПО "НГАВТ" по факту нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (т. 1 л.д. 60-64).
В ходе проведения административного расследования должностными лицами административного органа проведена проверка организации общественного питания - кафе "Алые паруса" расположенной по адресу: г. Якутск, ул. Водников, д. 1, принадлежащего ФБОУ ВПО "НГАВТ".
Результаты проверки зафиксированы в Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.05.2012 г. (т. 1 л.д. 69-75).
В ходе административного расследования Роспотребнадзором установлено:
- территория вокруг кафе находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, наблюдается скопление мусора в виде оберток, бутылок, окурков;
- у мусоросборников отсутствуют крышки, мусоросборники переполнены мусором, большое количество строительного мусора около мусоросборных контейнеров;
- дезинфекция и дератизация не проводится, договор на проведение данных видов и акты выполненных работ отсутствуют;
- для мытья кухонной посуды используется одна ванна;
- в горячем цехе светильники расположены над производственными столами;
- над моечной ванной для кухонной посуды отсутствует вытяжная система;
- изготовление выпечки происходит в горячем цехе на производственном столе для готовой продукции, отдельного мучного цеха нет, что не обеспечивает поточность технологического процесса, исключающего встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции;
- отсутствует программа производственного контроля, производственный контроль с применение лабораторно-инструментальных методов исследования не проводился.
На основании результатов административного расследования должностным лицом административного органа составлен Протокол об административном правонарушении от 14 мая 2012 г. в отношении ФБОУ ВПО "НГАВТ" по факту нарушения им пунктов 2.6, 2.8, 4.5, 4.15, 5.1, 5.2, 6.16, 12.2, 14.1, 14.2 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01" и совершения правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении, руководителем административного органа в отношении заявителя принято Постановление N 540/30-ОНТ и СОТ от 17.05.2012 г., о привлечении ФБОУ ВПО "НГАВТ" к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ и наложения штрафа в сумме 20000 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованием о признании вышеуказанного постановления незаконным.
Суд первой инстанции, признавая незаконным постановление Роспотребнадзора N 540/30-ОНТ и СОТ от 17.05.2012 г. о привлечении ФБОУ ВПО "НГАВТ" к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ, пришел к выводу, что в действиях заявителя отсутствует состав вмененного ему правонарушения и указал на наличие в действиях ФБОУ ВПО "НГАВТ" объективной стороны правонарушения предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из того, что статья 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям воспитания и обучения относит осуществление мер по организации питания обучающихся и воспитанников. В связи с чем, по мнению суда первой инстанции, действия ФБОУ ВПО "НГАВТ" необходимо квалифицировать по статье 6.7 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции в связи с тем, что статья 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" относит организацию питания обучающихся как к составной части процесса воспитания и обучения обучающихся и который не распространяется на иных потребителей.
В рассматриваемом же случае, из представленных в материалы дела документов следует, что пункт общественного питания кафе "Алые паруса", принадлежащий ФБОУ ВПО "НГАВТ" осуществляет деятельность не только в целях организации питания обучающихся в ФБОУ ВПО "НГАВТ", но и деятельность по предоставлению услуг общественного питания неограниченному кругу потребителей, о чем свидетельствует режим работы кафе с 9 час. до 24 час., а так же реклама данного пункта общественного питания распространенная в сети интернет, предлагающая услуги проведения праздников, вечеров, услуг тамады и артистов (т. 2 л.д. 7).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 указанного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Статьей 6.6 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Как установлено административным органом, подтверждено материалами дела и не оспаривается по существу сторонами, ФБОУ ВПО "НГАВТ" допустило нарушения пунктов 2.6, 2.8, 4.5, 4.15, 5.1, 5.2, 6.16, 12.2, 14.1, 14.2 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", выразившееся в том, что территория вокруг кафе находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, наблюдается скопление мусора в виде оберток, бутылок, окурков; у мусоросборников отсутствуют крышки, мусоросборники переполнены мусором, большое количество строительного мусора около мусоросборных контейнеров; дезинфекция и дератизация не проводится, договор на проведение данных видов и акты выполненных работ отсутствуют; для мытья кухонной посуды используется одна ванна; в горячем цехе светильники расположены над производственными столами; над моечной ванной для кухонной посуды отсутствует вытяжная система; изготовление выпечки происходит в горячем цехе на производственном столе для готовой продукции, отдельного мучного цеха нет, что не обеспечивает поточность технологического процесса, исключающего встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции; отсутствует программа производственного контроля, производственный контроль с применение лабораторно-инструментальных методов исследования не проводился.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела:
- заявлением потребителя - гражданина Быкова С. И. от 26.04.2012 г. (т. 1 л.д. 60);
- Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.05.2012 г. (т. 1 л.д. 69-75):
- протоколом об административном правонарушении от 14 мая 2012 г. (т. 1 л.д. 80-85) подтверждается, что ФБОУ ВПО "НГАВТ" не приняло всех зависящих от него мер к соблюдению Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01".
Надлежащих доказательств обратного заявителем ни в материалы дела, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ФБОУ ВПО "НГАВТ" именно по статье 6.6 КоАП РФ, а не по ст. 6.7 КоАПР РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела ФБОУ ВПО "НГАВТ" было извещено заблаговременно и надлежащим образом.
Протокол об административном правонарушении от 14 мая 2012 г. составлен и постановление о назначении административного наказания N 540/30-ОНТ и СОТ от 17.05.2012 г. вынесено уполномоченными должностными лицами Роспотребнадзора.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Мера наказания (административного штрафа) определена Роспотребнадзора в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 6.6 КоАП РФ.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законном привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ, в связи с чем, суд первой инстанции не правомерно удовлетворил требования ФБОУ ВПО "НГАВТ" о признании незаконным и отмене Постановления Роспотребнадзора N 540/30-ОНТ и СОТ от 17.05.2012 г.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, с принятием по делу нового судебного акта.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На основании части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
С 1 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что решение суда первой инстанции и настоящее постановление вынесены после 1 ноября 2010 года, а наложенный на заявителя административный штраф не превышает 100 000 рублей, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2012 года по делу N А58-3330/2012, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2012 года по делу N А58-3330/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирская государственная академия водного транспорта" о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) N 540/30-ОНТ и СОТ от 17.05.2012 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ - отказать.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3330/2012
Истец: ФГОУВПО "Новосибирская государственная академия водного транспорта" Якутский филиал
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) Роспотребнадзор