г. Воронеж |
|
31 октября 2012 г. |
Дело N А64-2538/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2012.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Суховой И.Б.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бартеневой Ю.В.,
при участии:
от Тамбовского областного союза потребительских обществ: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ФКУ Федеральной миграционной службы "Центр временного размещения вынужденных переселенцев": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ТУ Росимущества в Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения Федеральной миграционной службы "Центр временного размещения вынужденных переселенцев, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.08.2012 по делу N А64-2538/2012 (судья Макарова Н.Ю.) по иску Тамбовского областного союза потребительских обществ, г. Тамбов к Федеральному казенному учреждению Федеральной миграционной службы "Центр временного размещения вынужденных переселенцев, г.Тамбов", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, о понуждении обязанных сторон образовать земельный участок площадью 44 кв.м и заключить договор купли-продажи, об установлении сервитута,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовской областной союз потребительских обществ (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области к Федеральному казенному учреждению Федеральной миграционной службы России "Центр временного размещения вынужденных переселенцев, г.Тамбов" (далее - ФКУ ФМС России ЦВР, г.Тамбов, учреждение) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области, управление) с иском о понуждении ФКУ ФМС России ЦВР согласовать план границ земельного участка, образовать земельный участок площадью 44 кв.м, установить сервитут (за плату в размере 50% земельного налога) и дать свое согласие на прекращение права постоянного бессрочного пользования, и о возложении на ТУФА УГИ в Тамбовской области обязанности заключить договор купли-продажи и утвердить схему раздела земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.08.2012 исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ФКУ ФМС России ЦВР, г. Тамбов и ТУ Росимущества в Тамбовской области обратились с апелляционными жалобами в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которых просили решение суда от 07.08.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционные жалобы ФКУ ФМС России ЦВР, г. Тамбов и ТУ Росимущества в Тамбовской области на решение от 07.08.2012 были рассмотрены в одном судебном заседании в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому все апелляционные жалобы, поданные на один судебный акт, должны назначаться к рассмотрению в одном судебном заседании.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле явку своих представителей не обеспечили.
Через канцелярию суда посредством факсимильной связи от ФКУ ФМС России ЦВР, г. Тамбов поступило заявление о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие его представителя.
В отзывах на апелляционные жалобы, поступившие от Тамбовского областного союза потребительских обществ, истец против доводов апелляционных жалоб возражал, полагая их несостоятельными, просил решение суда оставить без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционные жалобы были рассмотрены в отсутствие их представителей в соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб, отзывов на них, судебная коллегия находит необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в части.
Как следует из материалов дела, Тамбовскому областному союзу потребительских обществ на праве собственности принадлежит часть N 1 здания гаража, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Маяковского, 3, площадью 35,3 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.02.2011 года 68 АБ N 291743.
Право собственности истца на указанную часть гаража было признано решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2010 по делу N А64-6667/08-21.
Земельный участок, на котором расположен гараж, имеет площадь 3 882 кв.м, кадастровый номер 68:29:0207036:0005 и находится в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2007, серия 68 N АА N 669315).
На основании постановления мэра г.Тамбова от 06.02.2003 N 744 земельный участок площадью 3 882 кв.м был передан в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ ФМС России ЦВР, г. Тамбов. Право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.11.2006 серии 68АА N 644282.
16.12.2011 истец обратился к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области с письмом (исх. N 89), в котором просил разрешить вопрос о разделе земельного участка площадью 3 882 кв.м на два участка с образованием участка площадью 44 кв.м под частью гаража N 1, принадлежащего ему на праве собственности.
27.01.2012 ТУФА УГИ в Тамбовской области письмом N 8035 отказало в связи с невозможностью решения вопроса выкупа из-за отсутствия согласия ФКУ ФМС ЦВР, г. Тамбов на образование спорного участка и отсутствия письменного согласия на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно плану границ, составленному ООО "ГеоСервис" от 30.09.2011 года площадь земельного участка под частью N 1 здания гаража, принадлежащего истцу, составляет 44 кв.м и также истцу необходим земельный участок площадью 42 кв.м для проезда к гаражу.
ФКУ ФМС ЦВР, г. Тамбов отказал в согласовании плана границ земельного участка и не дал письменного согласия на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 44 кв.м.
Учитывая изложенное и основываясь на статьях 36, 37 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 и статье 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 Тамбовский Тамбовской областной союз потребительских обществ обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции неправильно применил нормы процессуального и материального права.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при предъявлении иска к нескольким ответчикам истец должен указать требования к каждому из них со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты.
В силу требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при определении обстоятельств, подлежащих доказыванию, судом первой инстанции не было предложено уточнить требования, обращенные к каждому из ответчиков исходя из применимых норм материального права, что привело к принятию неправильного решения.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следует судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и их прежний собственник.
В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" истец, являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, относящемся к государственной собственности, обязан либо взять в аренду, либо приобрести у государства земельные участки, необходимые для обслуживания объектов недвижимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", у приобретателя здания, строения, сооружения имеется право требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю, согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Образование земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Для образования земельного участка требуется согласие лица, владеющего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое выражается в письменной форме.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, исполнительным органом, на которых может быть возложена обязанность по разделу земельного участка, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет деятельность через свои территориальные органы и осуществляют полномочия собственника в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков (Положение о Росимущество от 50.06.2008 N 432).
С учетом приведенного, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что исковые требования о разделе земельного участка, подлежат удовлетворению, но при этом неправомерно возложил обязанность по образованию земельного участка на ФКУ ФМС России "Центр временного размещения вынужденных переселенцев, г.Тамбов", а не на ТУФА УГИ в Тамбовской области.
Кроме того, возлагая обязанность по согласованию плана границ земельного участка, выполненный ООО "ГеоСервис" 30.09.2011 по адресу: г. Тамбов, ул. Маяковского,3 и образованию земельного участка площадью 44 кв.м под частью N 1 здания гаража Литер Б, суд не принял во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
По смыслу пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему.
Таким образом, в границы земельного участка, предназначенного для эксплуатации объекта недвижимости, должна входить не только часть, которая занята недвижимостью, но и часть, необходимая для ее использования.
Из плана границ земельного участка, выполненный ООО "ГеоСервис" 30.09.2011 по адресу: г. Тамбов, ул. Маяковского,3 следует, что земельный участок площадью 44 кв.м представляет собой лишь площадь части N 1 гаража по периметру застройки. При формировании земельного участка указанной площади, в отношении которого суд разрешил вопрос и о выкупе, собственник не сможет эксплуатировать и обслуживать находящийся на нем объект недвижимости, так как, помимо необходимого расстояния от стен до границ участка, не предусмотрена возможность проезда и подхода, что исключает возможность существования такого участка.
Из системного толкования пунктов 1 и 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости.
Таким образом, возможность предоставления обособленного земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости предполагает обеспечение таких нужд собственника как проход и проезд к объекту без использования сервитута.
Согласно плана границ земельного участка, оснований считать данный земельный участок неделимым не усматривается, однако, при разделе должны быть учтены интересы других собственников объектов недвижимости, для чего необходимо проведение кадастровых работ по заданию собственника участка.
Требование о возложении на ТУФА УГИ в Тамбовской области обязанности заключить с Тамбовским областным союзом потребительских обществ договор купли-продажи не подлежит удовлетворению, так как заявлено относительно несуществующего участка неустановленной площади.
Кроме того, права на земельные участки приобретаются в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Судебная защита права возможна при его нарушении, тогда как до формирования в установленном законом порядке земельного участка и обращения истца с заявлением о его выкупе, территориальное управление не могло нарушить указанное право.
При изложенных обстоятельствах, исходя из совокупности заявленных истцом требований, настоящий спор может быть разрешен путем возложения на ТУФА УГИ в Тамбовской области обязанности образовать из земельного участка с кадастровым номером 68:29:0207036:0005, площадью 3882 кв.м, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. Маяковского, 3 путем выдела земельный участок площадью, необходимой для обслуживания и эксплуатации части N 1 здания гаража Литер Б инвентарный номер 13418/Б/1/329, что позволит истцу реализовать право на приобретение участка в аренду или в собственность или оспорить отказ в реализации.
В остальной части исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области и к Федеральному казненному учреждению Федеральной миграционной службы "Центр временного размещения вынужденных переселенцев, г. Тамбов" следует отказать.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине относятся на стороны, пропорционально удовлетворенным требованиям.
При обращении с исковыми требованиями неимущественного характера, истцом была уплачена госпошлина в сумме 8 000 руб.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом итогов рассмотрения дела, в доход федерального бюджета следует довзыскать с истца 4 000 руб. и в пользу истца с ТУФА УГИ в Тамбовской области взыскать 4 000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.08.2012 по делу N А64-2538/2012 отменить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области образовать из земельного участка с кадастровым номером 68:29:0207036:0005, площадью 3882 кв.м., расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. Маяковского, 3 путем выдела земельного участка площадью, необходимой для обслуживания и эксплуатации части N 1 здания гаража площадью 44 кв. м Литер Б инвентарный номер 13418/Б/1/329.
В остальной части исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области и к Федеральному казненному учреждению Федеральной миграционной службы "Центр временного размещения вынужденных переселенцев, г. Тамбов" отказать.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г.Тамбов, ул.Московская, 65 (ОГРН: 1096829003974, ИНН: 6829057176) в пользу Тамбовского областного союза потребительских обществ, г.Тамбов, ул.Коммунальная/Красная, 42/8 (ОГРН:1026801155633, ИНН: 6831001389) государственную пошлину в размере 4 000 руб.
Взыскать с Тамбовского областного союза потребительских обществ, г.Тамбов, ул.Коммунальная/Красная, 42/8 (ОГРН:1026801155633, ИНН: 6831001389) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 4 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2538/2012
Истец: Тамбовский областной союз потребительских обществ, Тамбовский областной союз потребительских обществ (облпотребзоюз)
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущество) в Тамбовской области, ТУФА по УГИ в Тамбовской области, Федеральное казенное учреждение Федеральной миграционной службы "Центр временного размещения вынужденных переселенцев г. Тамбов" (ФКУ ФМС России ЦБР, г. Тамбов), ФКУ Федеральной миграционной службы "Центр временного размещения вынужденных переселенцев, г. Тамбов"