г. Вологда |
|
26 октября 2012 г. |
Дело N А66-6000/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов" Акопяна А.А. по доверенности от 01.06.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на определение Арбитражного суда Тверской области от 27 июля 2012 года по делу N А66-6000/2010 (судья Перкина В.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление) от 20.05.2010 N 6900/301/10-36163 об отказе в исправлении кадастровой ошибки и о возложении на управление обязанности внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, устранив кадастровую ошибку в сведениях, путем установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300 309:0010, расположенного по адресу: город Тверь, ул. Освобождения, д. 201 (далее - спорный земельный участок), кадастровой стоимости исходя из отнесения указанного земельного участка к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Также заявитель просил возложить на федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" Тверской области (далее - учреждение), привлеченное к участию в деле определением суда от 23 сентября 2010 года (том 1, листы 141-142), обязанность по внесению изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, устранив кадастровую ошибку в сведениях путем установления в отношении спорного земельного участка кадастровой стоимости исходя из отнесения указанного земельного участка к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 декабря 2010 года суд удовлетворил требования общества и признал недействительным оспариваемое решение управления, а также возложил на учреждение обязанность внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, устранив кадастровую ошибку в сведениях путем установления в отношении спорного земельного участка кадастровый стоимости исходя из отнесения этого участка к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, сооружений, строений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". В удовлетворении остальной части требований заявителя судом отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2011 года решение Арбитражного суда Тверской области от 28 декабря 2010 года отменено, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2011 года отменено постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 года, решение Арбитражного суда Тверской области от 28 декабря 2010 года оставлено в силе.
Не согласившись с судебными актами первой и кассационной инстанций, управление обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.
Определением от 27.02.2012 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал обществу в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления кассационной инстанции.
В названном определении указано на то, что доводы заявителя по существу направлены на пересмотр фактических обстоятельств, установленных по делу, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции. Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, настоящий спор должен разрешаться в рамках искового производства.
Также в определении указано, что исходя из того, что практика применения положений законодательства в указанной выше части определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации после принятия оспариваемых судебных актов, управление в соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам", имеет право обратиться в соответствующий арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного акта на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
С учетом изложенного управление обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 27 июля 2012 года заявление управления оставлено без удовлетворения.
Управление с судебным определением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, определение суда считают законным и обоснованным.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Управление и учреждение надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого определения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 309 АПК РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в настоящей главе.
Основания пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам установлены статьей 311 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 311 АПК РФ новыми обстоятельствами являются (помимо прочего) определение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 сформулирована правовая позиция относительно распределения бремени доказывания наличия оснований для присвоения земельному участку определенного номера вида разрешенного использования, и оно содержит оговорку о возможности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
На основании изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что правовые основания для пересмотра вынесенного решения от 28 декабря 2010 года по делу N А66-6000/2010, с учетом правовой позиции высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, имелись.
Суд первой инстанции, ссылаясь на пропуск управлением срока для обращения с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, фактически рассмотрел указанное заявление, прейдя к необоснованному выводу о том, что приведенные управлением доводы не соответствуют статье 311 АПК РФ.
Вместе с тем, апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения заявления управления в силу следующего.
Как было указано выше, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 12.09.2011 отменил судебный акт суда апелляционной инстанции, решение Арбитражного суда Тверской области от 28.12.2010 оставил в силе.
При этом судами установлено, что постановлением главы администрации города Твери от 28.04.1993 N 361-26 земельный участок площадью 3930,7 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300309:0010, расположенный по адресу: город Тверь, улица Освобождения, дом 201, предоставлен государственному предприятию "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов" в постоянное (бессрочное) пользование под административно-лабораторный корпус и стоянку специальной техники. Общество в результате приватизации названного предприятия в 2008 году стало его правопреемником, в том числе и в отношении права постоянного (бессрочного) пользования названным участком. Учредителем общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Для уплаты земельного налога, который рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, общество получило 18.03.2009 в управлении Роснедвижимости выписку из государственного кадастра N 02-69/09-2-40337, в которой указан прежний вид разрешенного использования названного участка, а кадастровая стоимость в размере 32 293 687,83 руб., что более чем в 12 раз выше прежней кадастровой стоимости.
Из письменных разъяснений Управления Роснедвижимости и администрации Тверской области по поводу многократного увеличения кадастровой стоимости земельного участка обществу стало известно следующее. Постановлением главы администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" названный участок по виду разрешенного использования отнесен к 7-й группе приложения 2 таблицы 1 Типового перечня видов разрешенного использования, являющегося приложением к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152. В соответствии с данным перечнем к 7-й группе отнесены земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Общество, полагая, что вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в его пользовании, определен неправильно, поскольку участок с 1993 года используется под производственную деятельность и его следовало отнести к 9-й группе - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально технического снабжения, сбыта и заготовок, обратилось в управление с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, отнесении названного участка к 9-й группе разрешенного использования и определении его кадастровой стоимости исходя из данного вида разрешенного использования.
Управление решением от 20.05.2010 отказало в исправлении кадастровой ошибки, считая, что вид разрешенного использования земельного участка общества и его кадастровая стоимость определены правильно.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями к управлению и учреждению, на которое в настоящее время возложены функции по ведению государственного кадастра, полагая, что определение стоимости находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка произведено с нарушением законодательства, а также его прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды первой и кассационной инстанций исходили из следующего.
Земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300309:0010 был предоставлен обществу для размещения на нем административно-лабораторного корпуса и стоянки специальной техники и участок используется в промышленно-производственных целях, он подлежит отнесению по виду разрешенного использования к 9-й группе Типового перечня. Данный участок не предоставлялся и не используется для осуществления деятельности в области образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, поэтому при проведении работ по государственной кадастровой оценки земель он был неправомерно отнесен по виду разрешенного использования к 7-й группе Типового перечня, что привело к неправильному определению его кадастровой стоимости.
При этом общество в апелляционную инстанцию при рассмотрении апелляционной жалобы управления на определение от 27 июля 2012 года представило кадастровую выписку от 12.09.2012 о земельном участке с кадастровым номером 69:40:0300309:0010, расположенном по адресу: город Тверь, улица Освобождения, дом 201, из которой следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в соответствии с вышеуказанными судебными актами.
Таким образом, на момент рассмотрения апелляционной жалобы управления соответствующие изменения в государственный кадастр объектов недвижимости внесены, тем самым устранена кадастровая ошибка в сведениях применительно к спорному земельному участку, соответственно, нарушения прав и законных интересов общества устранены, и предмет спора фактически отсутствует. Следовательно, отказ в удовлетворении заявления управления является правомерным.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу определения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 27 июля 2012 года по делу N А66-6000/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6000/2010
Истец: ОАО "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7618/11
11.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7618/11
11.01.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-6000/10
26.10.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8045/12
07.09.2012 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7268/12
27.07.2012 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-6000/10
27.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17580/11
20.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17580/11
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17580/11
12.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7618/11
13.05.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-907/11
07.02.2011 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-686/11
28.12.2010 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-6000/10