г. Красноярск |
|
29 октября 2012 г. |
Дело N А69-728/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" октября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисов Г.Н., Морозова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Смелых Н.Ю., предъявившей паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "21" июня 2012 года по делу N А69-728/2012, принятое председательствующим судьей Санчат Э.А., судьями Чамзы-Ооржак А.Х., Хайдып Н.М.,
установил:
индивидуальный предприниматель Смелых Наталья Юрьевна (ОГРНИП 305170108000011, ИНН 170104468129) (далее - индивидуальный предприниматель Смелых Н.Ю., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Мэрии г.Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) о признании незаконными и несоответствующими законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Тыва решений и действий (бездействия) Мэрии г.Кызыла в части невключения нестационарного торгового объекта в постановление Мэра г.Кызыла от 18.08.2011 N 1052, решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отказе в продлении срока действия договора.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 21.06.2012 по делу N А69-728/2012 заявленные требования удовлетворены частично. Отказ Министерства в продлении срока действия договора N890183 от 25.04.2008 признан незаконным, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд обязал Министерство устранить нарушенные права и законные интересы предпринимателя.
Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявления предпринимателя, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что Гражданский кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанность арендодателя заключить договор с арендатором, имеющим преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, и определяет иной порядок судебной защиты этого права в случае отказа в заключении договора, чем предусмотренный пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы указывает, что стороны договора от 25.04.2008 N 890183 при его заключении не согласовали условие об объекте аренды - земельном участке, в связи с чем договор считается незаключенным.
Мэрия г. Кызыла представила отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований предпринимателя отменить, считает доводы Министерства законными и обоснованными.
Индивидуальный предприниматель Смелых Н.Ю. изложила доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой части без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мэрия г. Кызыла, Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение об отложении рассмотрения апелляционных жалоб от 28.09.2012 им направлено, публичное извещение размещено 06.10.2012 на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Мэрии г. Кызыла, Министерства.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Смелых Наталья Юрьевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе 21.03.2005 за ОГРН 305170108000011, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мэрии г.Кызыла и предпринимателем Смелых Н.Ю. заключен договор от 25.04.2008 N 890183 о предоставлении места под установку временного мобильного сооружения, площадью 24 кв.м, находящегося по адресу г.Кызыл, ул.Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал".
Предприниматель 07.10.2011 обратилась в Министерство с заявлением о заключении договора аренды земельного участка размером 24 кв.м. для размещения киоска, принадлежащего предпринимателю на праве собственности.
Министерство отказало предпринимателю в продлении срока действия договора в связи с тем, что постановлением Мэра г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" не предусмотрено размещение временного мобильного сооружения, установленного по договору.
Не согласившись с отказом Министерства предприниматель, считая, что он нарушает его права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд первой инстанции признал незаконным и нарушающим права заявителя отказ Министерства в продлении договора от 25.04.2008 N 890183 со ссылкой на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункт 3.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 16.05.2011 N 305, указав, что заявитель приобрела киоск N 12 и пользовалась им с 2006 годов, соответственно, доказательства того, что киоск не эксплуатировался предпринимателем до утверждения схемы нестационарных торговых объектов 18.08.2011, Министерством не представлены.
Из материалов дела следует, что Смелых Н.Ю. 07.10.2011 обратилась в Министерство с заявлениями о заключении договора аренды земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей киоск.
В силу пункта 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
По смыслу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" индивидуализация земельного участка осуществляется посредством определения его границ.
Между тем, согласно договору от 25.04.2008 N 890183, заключенному между предпринимателем и Мэрией г.Кызыла, его предметом является предоставление в пользование места общей площадью 24 кв.м. под установку временного мобильного сооружения типа "киоск", имеющего адресные ориентиры: Республика Тыва, г.Кызыл, ул.Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал", киоск N12.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 02.07.2011 N 17/11-1-2383 с кадастровым номером 17:18:0105023:100, общей площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: Республика Тыва, г.Кызыл, ул.Кочетова, торговая площадка "Найырал", киоск N12, следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями законодательства.
Следовательно, заключенный предпринимателем и Мэрией г.Кызыла договор от 25.04.2008 N 890183 не является договором аренды земельного участка, его предметом является предоставление места под размещение принадлежащего заявителю торгового киоска, сформированный в установленном законодательством порядке земельный участок предпринимателю во временное пользование за плату по данному договору не предоставлялся.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 10 указанного Федерального закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 3.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 16.05.2011 N 305.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", в котором объект заявителя отсутствует.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли, в том числе в части размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа, относится к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Министерство не являлось стороной договора от 25.04.2008 N 890183, и у него отсутствовали полномочия на продление срока действия данного договора.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неправомерности отказа Министерства продлить договор от 25.04.2008 N 890183 основан на неправильном установлении фактических обстоятельств, ошибочном утверждении о наличии у заявителя полномочий на продление договора от 25.04.2008 N 890183.
Довод предпринимателя о наличии у Министерства обязанности заключить с предпринимателем договоры аренды земельных участков, на которых расположены принадлежащие предпринимателю киоски, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным.
Подпунктом 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Временное мобильное сооружение заявителя - киоск N 12 расположен на земле городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на который не разграничена.
Публично-правовое образование в лице Министерства по вопросам заключения договора аренды земельного участка реализует полномочия собственника по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, данные правоотношения не носят властно-распорядительный характер, а являются гражданско-правовыми отношениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, иными законами не предусмотрена обязанность Министерства заключить с заявителем договор аренды земельного участка. Доказательств, свидетельствующих о добровольно принятом Министерством обязательстве по заключению договора аренды с предпринимателем, последним суду также не представлено.
Доказательства формирования земельного участка площадью 24 кв.м., на котором в соответствии с договором от 25.04.2008 N 890183 был размещен принадлежащий предпринимателю киоск, проведения землеустроительных работ, определения границ земельного участка в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Министерства отсутствовало обязательство по заключению с предпринимателем договоров аренды земельных участков, которые в установленном порядке не были сформированы.
На основании изложенного решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа Министерства в продлении срока действия договора от 25.04.2008 N 890183 и возложения на него обязанности устранить нарушенные права и законные интересы предпринимателя следует отменить на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права с принятием в отмененной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины. Расходы за рассмотрение дела в суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "21" июня 2012 года по делу N А69-728/2012 отменить в части признания незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в продлении срока действия договора N890183 от 25.04.2008, обязания Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить нарушенные права и законные интересы индивидуального предпринимателя Смелых Натальи Юрьевны и взыскания с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в пользу индивидуального предпринимателя Смелых Натальи Юрьевны судебных расходов в сумме 2000 рублей.
В отмененной части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-728/2012
Истец: ИП Смелых Наталья Юрьевна
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РТ, Мэрия г Кызыла