Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2012 г. N 11АП-13035/12
г. Самара |
|
12 ноября 2012 г. |
Дело N А72-5620/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лещенко А.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя муниципального унитарного предприятия "Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска" - Кетбелева В.А. (доверенность от 30.07.2012 N 26),
представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.11.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.08.2012 по делу N А72-5620/2012 (судья Рогожин С.П.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска" (ИНН 7303000154, ОГРН 1027301410157), г.Ульяновск,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области, г.Ульяновск,
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска" (далее - МУП "Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска", заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - УПФР в Железнодорожном районе г. Ульяновска, пенсионный фонд, ответчик) о признании недействительными решений от 14.06.2012 N 083 026 12 РК 0001685, от 14.06.2012 N 083 026 12 РК 0001696, от 14.06.2012 N 083 026 12 РК 0001695 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (т.1, л.д.4-7,57).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.08.2012 по делу N А72-5620/2012 заявленные требования удовлетворены частично (т.1,л.д.115-118).
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т.1,л.д.123-124).
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МУП "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.12.2002, являлось плательщиком единого сельскохозяйственного налога. В январе 2012 года заявитель утратил право на применение данного специального налогового режима в 2011 году и был обязан произвести перерасчет обязательных платежей, подлежавших уплате за 1, 2, 3 кварталы 2011 года. 02.02.2012 МУП "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска" были уплачены в пенсионный фонд недостающие суммы страховых взносов, 15.03.2012 представлен в УПФР в Железнодорожном районе г. Ульяновска их уточненный расчет. Однако, вопреки части 1 статьи 18, пунктов 1, 2 части 2 статьи 28, подпункта 1 части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пени, соответствующие данным недостающим суммам, уплачены не были, что расценено территориальным органом Пенсионного фонда России как неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов и послужило основанием для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
14.06.2012 пенсионным фондом принято решение N 08302612РК0001685 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 47 429 руб. 80 коп. и пени в размере 22 999 руб. 44 коп.
Решением от 14.06.2012 N 083 026 12 РК 0001695 МУП "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 189 299 руб.60 коп. и пени в размере 68 942 руб. 92 коп.
Решением от 14.06.2012 N 083 026 12 РК 0001696 МУП "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 409 031 руб. 40 коп. и пени в размере 101 731 руб. 74 коп.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пункт 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусматривает финансовую ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, при этом исходя из буквального толкования данной нормы применение санкций возможно лишь в случаях, если образование недоимки было обусловлено занижением базы для их начисления, иным неправильным исчислением страховых взносов или другими неправомерными действиями (бездействием) плательщика.
Между тем, в мотивировочной части оспариваемых решений пенсионный фонд (стр. 4 данного документа) констатирует отсутствие недоимки по страховым взносам у заявителя.
В соответствии с уведомлением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.02.2004 N 2 предприятие с 01.01.2004 применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с чем, уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд России по тарифу 16 % на основании статьи 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Однако в 2011 году доля дохода предприятия от реализации сельскохозяйственной продукции составила менее 70 %, тем не менее, в силу пункта 3 статьи 346.3, пункта 1 статьи 346.7 Налогового кодекса Российской Федерации данный режим налогообложения в течение календарного года не подлежал изменению.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации сообщение об утрате права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей было подано предприятием в налоговый орган по месту учета 13.01.2012 и произведен перерасчет обязательных платежей. В частности, уплата недостающих сумм страховых взносов в Пенсионный фонд России осуществлена 02.02.2012, после чего в УПФР в Железнодорожном районе г. Ульяновска представлен их уточненный расчет.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и незаконном применении к нему финансовой санкции в виде штрафа. Изложенная правовая позиция подтверждается и разъяснениями Минфина России в письме от 26.09.2011 N 03-0207/1-343 о недопустимости взыскания штрафов при несвоевременной уплате обязательных платежей.
Таким образом, решения от 14.06.2012: N 083 028 12 РК0001685 в части привлечении к ответственности и взыскания штрафа в размере 47 429,80 руб.; N 083 028 12 РК0001695 в части привлечении к ответственности и взыскания штрафа в размере 189 299,60 руб.; N 083 028 12 РК0001696 в части привлечении к ответственности и взыскания штрафа в размере 409 031,40 руб. суд первой инстанции правомерно признал недействительными.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная законом денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм в более поздние по сравнению с установленным законом сроки. Однако законом не регламентированы сроки уплаты недостающих сумм страховых взносов при изменении плательщиком налогового режима, а их внесение в Пенсионный фонд России в иные установленные законом сроки недопустимо в силу вышеуказанного запрета на изменение системы налогообложения в течение календарного года, установленного пунктом 3 статьи 346.3, пунктом 1 статьи 346.7 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца должен за весь налоговый период произвести перерасчет своих налоговых обязательств.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации срок исполнения обязанности по уплате недостающих сумм страховых взносов истекал 31.01.2012, а начисление пеней за ее неисполнение должно производиться с 01.02.2012, т.е. за один день просрочки. Данный вывод основан на разъяснениях Минфина России, изложенных в письме от 15.01.2009 о порядке начисления пеней за несвоевременную уплату обязательных платежей при изменении налогового режима.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает правильным и обоснованным вывод суда первой инстанции о начислении пени по решению N 083 028 12 РК0001685 в сумме 2 781 руб. 02 коп.
На страховую часть |
пени по решению |
подлежат взысканию |
||
Январь 2011 |
4 852, 21 |
608,68 |
||
Февраль 2011 |
4 868, 12 |
753,61 |
||
Март 2011 |
8 386, 66 |
917,57 |
||
|
Итого |
2 279,86 |
||
На накопительную часть |
пени по решению |
подлежат взысканию |
||
Январь 2011 |
111,59 |
111,59 |
||
Февраль 2011 |
147,30 |
147,30 |
||
Март 2011 |
84,47 |
84,47 |
||
|
Итого |
343,36 |
||
Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Фед. Фонд обязательного мед.страхования |
пени по решению |
подлежат взысканию |
||
Январь 2011 |
854,71 |
14,26 |
||
Февраль 2011 |
840,18 |
27,35 |
||
Март 2011 |
1 533,22 |
43,03 |
||
|
Итого |
84,64 |
||
Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальн^1й Фонд обязательного мед. страхования |
пени по решению |
подлежат взысканию |
||
Январь 2011 |
342,70 |
5,7 |
||
Февраль 2011 |
344,63 |
19,48 |
||
Март 2011 |
633,65 |
47,98 |
||
|
Итого |
73,16 |
||
пени по решению N 083 028 12 РК0001695 в сумме 15 499 руб. 07 коп. | ||||
На страховую часть |
пени по решению |
подлежат взысканию |
||
Апрель 2011 |
3 777,62 |
28,09 |
||
Май 2011 |
4 990,13 |
292,80 |
||
Июнь 2011 |
44 608,36 |
11 133,38 |
||
|
Итого |
11 454, 27 |
||
На накопительную часть |
пени по решению |
подлежат взысканию |
||
Апрель 2011 |
0,00 |
0,00 |
||
Май 2011 |
42,54 |
37,81 |
||
Июнь 2011 |
1 588, 75 |
1 588, 75 |
||
|
Итого |
1 626, 56 |
||
Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС |
пени по решению |
подлежат взысканию |
||
Апрель 2011 |
756,56 |
5,63 |
||
Май 2011 |
967,73 |
26,02 |
||
Июнь 2011 |
7 611,73 |
1 080,17 |
||
|
Итого |
1 111,82 |
||
Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный Фонд обязательного мед. страхов. |
пени по решению |
подлежат взысканию |
||
Апрель 2011 |
302,18 |
6,74 |
||
Май 2011 |
401,19 |
29,25 |
||
Июнь 2011 |
3 896,13 |
1 270,43 |
||
|
Итого |
1 306,42 |
пени по решению N 083 028 12 РК0001696 в сумме 25 360 руб. 84 коп.
На страховую часть |
пени по решению |
подлежат взысканию |
Июль 2011 |
31 390,56 |
6 122,42 |
Август 2011 |
25 042,92 |
5 439,94 |
сентябрь 2011 |
23 979,86 |
8 765,15 |
|
Итого |
20 327,51 |
На накопительную часть |
пени по решению |
подлежат взысканию |
Июль 2011 |
919,20 |
919,20 |
Август 2011 |
812,36 |
812,36 |
Сентябрь 2011 |
427,38 |
427,38 |
|
Итого |
2 158,94 |
Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС мед.страхования |
пени по решению |
подлежат взысканию |
Июль 2011 |
5 578,82 |
668,3 |
Август 2011 |
4 401,22 |
606,15 |
сентябрь 2011 |
3 099,21 |
196,94 |
|
Итого |
1 471,39 |
Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный Фонд обязательного мед. страхов. |
пени по решению |
подлежат взысканию |
Июль 2011 |
2 552,00 |
576,12 |
Август 2011 |
2 044,47 |
515,31 |
сентябрь 2011 |
1 483,74 |
311,57 |
|
Итого |
1 403 |
Таким образом, решения пенсионного фонда N 083 026 12 РК 0001685, N083 028 12 РК0001695, N083 028 12 РК0001696 нарушают права и законные интересы МУП "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по свободному распоряжению принадлежащими Предприятию денежными средствами и неправомерно возлагает на заявителя штрафные санкции и обязанности по уплате пеней.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, основываясь на принципе индивидуализации ответственности, суд первой инстанции обоснованно признал недействительными решения УПФР в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области в отношении МУП "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска":
- N 083 028 12 РК0001685 в части привлечении к ответственности и взыскания штрафа в размере 47 429,80 руб. и в части размера начисленных пеней в сумме превышающей 2 781 руб. 02 коп.;
- N 083 028 12 РК0001695 в части привлечении к ответственности и взыскания штрафа в размере 189 299,60 руб. и в части размера начисленных пеней в сумме превышающей 15 499 руб. 07 коп.;
- N 083 028 12 РК0001696 в части привлечении к ответственности и взыскания штрафа в размере 409 031,40 руб. и в части размера начисленных пеней в сумме превышающей 25 360 руб. 84 коп.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 24.08.2012 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, но не взыскиваются, в связи с освобождением государственных органов от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, уплаченная УПФР в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области по платежному поручению от 26.09.2012 N 35995.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.08.2012 по делу N А72-5620/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.
Возвратить Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ульяновской области) из федерального бюджета государственную пошлину, ошибочно уплаченную по платежному поручению от 26.09.2012 N 35995 в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.