г. Москва |
|
12 ноября 2012 г. |
Дело N А40-73733/12-148-697 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Свиридова В.А., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Марновой Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 августа 2012 года по делу N А40-73733/12-148-697, судьи Нариманидзе Н.А.,
по заявлению ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
к судебному приставу-исполнителю Пресненского отдела судебных приставов УФССП по Москве Чепелевой А.А.
третье лицо: ЗАО "Оникс ИНВ"
о признании недействительным постановления
при участии:
от заявителя: Щербаков Г.Г., по дов. от 19.12.2011;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее- ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным постановления Пресненского отдела судебных приставов УФССП по г. Москве Чепелевой А.А. от 24.10.2011 г. N 29654/11/15/77.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2012 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о соответствии закону оспариваемого ненормативного правового акта судебного пристава-исполнителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по Москве и Московской области обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта, мотивируя заявленные требования неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, отраженных в оспариваемом судебном акте, обстоятельствам дела, а также неправильным толкованием судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Судебный пристав-исполнитель, а также третье лицо: ЗАО "Оникс ИНВ" в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как видно из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, 20.10.2011 г. ГУ - ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области вынесено постановление N 08710390028842 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации, которым за счет имущества ЗАО "Оникс ИНВ" взысканы соответствующие платежи в размере 100 руб. 00 коп.
Указанное постановление вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства (от 20.10.2011 г. N 210-и-3/14121) было направлено заявителем в Пресненский отдел судебных приставов УФССП по г. Москве.
Рассмотрев вышеуказанные постановление и приложенные к нему документы, 24.10.2011 судебным приставом-исполнителем Чепелевой А.А. вынесено постановление N 29654/11/15/77 об отказе в возбуждении исполнительного производства и возврате исполнительного документа без исполнения, поскольку указанное постановление не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам.
Вынесение вышеуказанного постановления, обусловленного необоснованным отказом в возбуждении исполнительного производства, побудило ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по Москве и Московской области обратиться в суд за защитой и восстановлением нарушенного права на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа.
По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, доводов апелляционной жалобы, коллегия приходит к выводу что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права, вопреки доводам апелляционной жалобы, применены судом правильно.
В соответствии со ст.329 АПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Согласно ст.122 ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем постановления. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления.
В силу ст.3 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (орган контроля за уплатой страховых взносов). В силу указанного закона недоимки и пени могут быть взысканы страховщиком со страхователя принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя.
Взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.
Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению.
В силу положений п.14 ст.19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Как следует из содержания п.2 ст.20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п.7 ст.46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Данные о банковских счетах юридического лица отражаются в ЕГРЮЛ (пп. "с" п. 1 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"). В течение пяти дней со дня регистрации юридического лица или с даты внесения изменений в ЕГРЮЛ регистрирующие органы передают сведения в региональные отделения ФСС РФ (п.19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438.).
Закон возлагает функцию принудительного исполнения требований исполнительных документов в Российской Федерации на службу судебных приставов и непосредственно на судебных приставов-исполнителей, определяя порядок и процедуру совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в ФЗ "Об исполнительном производстве" и ФЗ "О судебных приставах".
Согласно п.1 ч.1 ст.12 ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом, судебный пристав исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст.13 ФЗ "О судебных приставах", судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 13 ФЗ "Об исполнительном производстве" определен закрытый перечень требований, предъявляемых для всех исключения исполнительных документов.
В соответствии с п.5 ст.12 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю являются: акты органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Из содержания ст.31 ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что основанием для принятия решения об отказе в возбуждении исполнительного производства является его несоответствие требованиям ст.13 Закона, а также, в случае если предъявленный документ не является исполнительным.
Как следует из постановления от 20.10.2011 г. N 08710390028842 оно является исполнительным документом, однако не содержит определенного законом обязательного реквизита исполнительных документов данной категории, а именно: отметок банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Указанное обстоятельство является существенным, поскольку на момент рассмотрения вопроса о принятии (либо возврате) исполнительного документа судебный пристав-исполнитель лишен возможности обратиться к компетентному регистрирующему органу в целях получения дополнительной информации в порядке ст.64 ФЗ "Об исполнительном производстве" с целью устранения данного нарушения.
Таким образом, подобный исполнительный документ изначально создает неустранимое препятствие для дальнейшей возможности совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, следовательно, с учетом системного толкования ст.ст.12 и 13 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель правомерно и обосновано пришел к выводу о наличии оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства и возврата исполнительного документа заявителю.
Несостоятельной является ссылка заявителя о том, что согласно ч.14 ст.19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества может быть вынесено при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов. Данная норма подлежит применению с учетом других норм указанного Федерального закона, а также фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
В силу ст.19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. В указанной статье установлен порядок обращения взыскания на денежные средства страхователя, размещенные в банке.
Таким образом, взыскание страховых взносов за счет иного имущества плательщика страховых взносов производится лишь в случае невозможности погашения недоимки путем принудительного взыскания с должника денежных средств.
В силу названных положений Федерального закона органами контроля за уплатой страховых взносов принимаются надлежащие меры для реализации данной процедуры. Учитывая изложенное, заявителю необходимо было получить у организаций, обладающих такими сведениями, информацию о наличии или отсутствии у Общества банковских счетов. Лишь при исполнении данного требования и отсутствии информации о счетах могут быть произведены дальнейшие действия по принудительному взысканию со страхователя недоимки и санкций. Подобные документы материалы дела не содержат, подателем апелляционной жалобы в обоснование заявленных в ней требований не представлены.
Приложенная заявителем справка об отсутствии в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области сведений о счетах ЗАО "Оникс ИНВ" не свидетельствует о соблюдении заявителем требований п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, поскольку не подтверждает факт отсутствия у должника открытых счетов в банках.
В свою очередь, вынесение оспариваемого постановления не порождает безусловного нарушения прав и законных интересов заявителя как взыскателя по рассматриваемому исполнительному производству, поскольку устранение ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по Москве и Московской области обстоятельств, послуживших основанием для возврата исполнительного документа не препятствует повторному направлению (либо предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю с учетом положений ч.3 ст.31 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что обжалованное постановление соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 августа 2012 года по делу N А40-73733/12-148-697 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73733/2012
Истец: ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
Ответчик: Отдел УФССП по Москве по ЦАО, Пресненский районный ОСП по г. Москве
Третье лицо: ЗАО "Оникс ИНВ"