г. Саратов |
|
09 ноября 2012 г. |
Дело N А57-11303/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "СтройКор" (410031, г.Саратов, пер.Песковский, д.4, ОГРН 1076450001418, ИНН 6450923835)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 августа 2012 года по делу N А57-11303/2012 (судья Калинина А.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "СтройКор" (410031, г.Саратов, пер.Песковский, д.4, ОГРН 1076450001418, ИНН 6450923835)
к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410002, г.Саратов, ул.Бабушкин Взвоз, д.1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004), администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г.Саратов, ул.Первомайская, д.78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СтройКорСервис" (410031, г.Саратов, пер.Песковский, д.4, ОГРН 1086450006411, ИНН 6450934805), комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул.Чапаева, д.68, ОГРН 1046405508918, ИНН 6455038129)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении в установленный срок градостроительного плана земельного участка, об обязании подготовить и выдать градостроительный план земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей закрытого акционерного общества "СтройКор" Истомина А.С., действующего по доверенности от 04.06.2012, представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СтройКорСервис" Истомина А.С., действующего по доверенности от 09.07.2012, представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Чеконова Е.Ф., действующего по доверенности N 01-03/19 от 07.03.2012,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "СтройКор" (далее - ЗАО "СтройКор", Общество, заявитель) о признании незаконным бездействия комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в не предоставлении ЗАО "СтройКор" в установленный срок градостроительного плана земельного участка площадью 1 185 (одна тысяча сто восемьдесят пять) кв.м с кадастровым номером 64:48:010318:3, расположенного по адресу: г. Саратов ул. им. Чернышевского Н. Г., угол Бабушкиного взвоза для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями и об обязании комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" подготовить и выдать ЗАО "СтройКор" градостроительный план земельного участка площадью 1 185 (одна тысяча сто восемьдесят пять) кв.м с кадастровым номером 64:48:010318:3, расположенного по адресу: г. Саратов ул. им. Чернышевского Н. Г., угол Бабушкиного взвоза для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями в течении 15 дней с момента принятия решения арбитражного суда по данному делу.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 августа 2012 года в удовлетворении заявления ЗАО "СтройКор" отказано.
ЗАО "СтройКор", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества. Податель жалобы, ссылаясь на то, что поскольку по состоянию на 27 апреля 2012 года испрашиваемый заявителем градостроительный план земельного участка площадью уже был подготовлен, настаивает на том, что комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" допущено бездействие, которое выразилось именно в неоформлении и невыдаче градостроительного плана земельного участка. По мнению Общества, иного способа защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов у ЗАО "СтройКор" не имеется, в связи с чем, считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований ЗАО "СтройКор", в том числе в части требований о возложении на уполномоченный орган обязанности выдать Обществу градостроительный план земельного участка.
В судебном заседании представитель Общества поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, дали аналогичные пояснения.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СтройКорСервис", комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем в материалах дела имеется почтовые уведомления N 93214 2, N 93215 9, N 93218 0 о вручении почтовой корреспонденции адресатам.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей ЗАО "СтройКор", ООО "Управляющая компания "СтройКорСервис", администрации муниципального образования "Город Саратов", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 16.01.2012 между ЗАО "СтройКор" и ООО "Управляющая компания "СтройКорСервис" заключен договор аренды земельного участка площадью 1 185 (одна тысяча сто восемьдесят пять) кв. м с кадастровым номером 64:48:010318:3, расположенный по адресу: г. Саратов ул. им. Чернышевского Н.Г., угол Бабушкиного взвоза сроком на пять лет для размещения многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями.
19.01.2012 данный договор аренды зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за N 64-6411/023/2012-068.
09.02.2012 ЗАО "СтройКор" обратилось в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" по вопросу предоставления градостроительного плана земельного участка площадью 1 185 кв. м с кадастровым номером 64:48:010318:3, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., угол Бабушкиного взвоза для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями.
Указанное заявление в этот же день - 09.02.2012 принято уполномоченным органом, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (т.1, л.д. 40).
Однако, в установленный законом срок испрашиваемый градостроительный план земельного участка Обществу выдан не был.
Полагая, что такое бездействие комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является незаконным, ЗАО "СтройКор" обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции установил, что комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", в установленный срок не принято решение по заявлению ЗАО "Стройкор" (положительное либо отрицательное), однако, исходя из сформулированных заявителем требований, счёл заявление Общества не подлежащим удовлетворению.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке требований главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для принятия решения суда о признании действий (бездействия) незаконными является одновременное наступление двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе границы земельного участка, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (реконструкции) на указанном земельном участке (пункт 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (пункт 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.06.2010 N 1539 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - Регламент), в соответствии с которым муниципальная услуга по выдаче градостроительных планов, предоставляется комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с пунктом 1.6 Регламента установлено, что заявителями на получение муниципальной услуги являются физические и юридические лица.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация документов, рассмотрение представленных документов и принятие решения о выдаче градостроительного плана земельного участка или об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, оформление и выдача (направление) документов заявителю.
Пунктами 2.5.1, 2.5.2 Регламента установлен перечень документов, которые заявители предоставляют в уполномоченный орган с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
В силу пункта 3.2.5 Регламента максимальный срок исполнения приема и регистрации документов составляет один день со дня регистрации поступившего заявления.
Максимальный срок рассмотрения представленных документов и принятие решения о выдаче градостроительный план земельного участка составляет 14 дней с момента поступления сформированного пакета документов специалисту отдела (пункт 3.3.7 Регламента).
Максимальный срок оформления и выдачи документов заявителю составляет 15 дней со дня принятия решения о выдаче градостроительного плана земельного участка (пункт 3.4.10 Регламента).
Таким образом, максимальный срок для подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка заявителю не должен превышать 30 дней со дня поступления от заявителя заявления о подготовке градостроительного плана земельного участка в комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.5.2 Регламента.
Аналогичное положение о сроке для подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка заявителю закреплено и пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 27.04.2012 заявителем по факсу было получено уведомление, за подписью председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Кискина А.Н. за N 13/512-03-09, в котором сообщается о том, что Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" на основании заявления ЗАО "СтройКор" от 09.02.2012 вх. N 27 подготовлен градостроительный план земельного участка площадью 1 185 (одна тысяча сто восемьдесят пять) кв. м с кадастровым номером 64:48:010318:3, расположенного по адресу: г. Саратов ул. им. Чернышевского Н.Г., угол Бабушкиного взвоза. В настоящее время данный градостроительный плана земельного участка проходит утверждение в установленном порядке (т. 1, л.д. 39).
В ходе судебного разбирательства судами первой и апелляционной инстанций установлено, что, несмотря на вышеназванное письмо за N 13/512-03-09 от 27.04.2012, по заявлению ЗАО "Стройкор" от 09.02.2012 о предоставлении градостроительного плана земельного участка площадью 1 185 кв. м с кадастровым номером 64:48:010318:3, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., угол Бабушкиного взвоза для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в установленный законом срок решение не принято.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
В рассматриваемом случае комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" допущено бездействие, выразившееся в не предоставлении ЗАО "СтройКор" в установленный срок градостроительного плана земельного участка площадью 1 185 (одна тысяча сто восемьдесят пять) кв.м с кадастровым номером 64:48:010318:3, расположенного по адресу: г. Саратов ул. им. Чернышевского Н. Г., угол Бабушкиного взвоза для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями выражается в не оформлении и не выдаче градостроительного плана земельного участка.
То обстоятельство, что пунктом 1.6 Регламента предусмотрено право органа местного самоуправления на принятие одного из двух решений: о выдаче градостроительного плана земельного участка либо об отказе в его выдаче, в данном конкретном случае это не исключает наличие установленного судами первой и апелляционной инстанций самого факта полного бездействия уполномоченного органа по принятию решения в рамках предоставленных полномочий. Учитывая, что комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" не было принято решения об отказе в предоставлении градостроительного плана земельного участка, то ЗАО "СтройКор" правомерно заявило требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении в установленный срок градостроительного плана земельного участка по его заявлению.
Правовых оснований для отказа заявителю в удовлетворении данного требования у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
В числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не указана необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым актом, решением, действием, бездействием. Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием, бездействием, и предъявить требование о признании акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными. Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если заявитель не указал конкретного способа защиты, а суд обязан указать на это в решении в силу императивного предписания закона, то суд сам определяет надлежащий, по его мнению, способ защиты нарушенного права. Если же заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд, установив, что данный способ ненадлежащий, должен применить надлежащий способ защиты. Формулировки пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с пунктами 3, 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывают на применение судом надлежащего способа защиты, даже если истец и вовсе не указывал этого в своем заявлении либо указывал неверно.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции, принимая во внимание положения пункта 1.6 Регламента, считает адекватным избрать способ защиты нарушенного права в виде обязания комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" принять решение по заявлению закрытого акционерного общества "СтройКор" N 07/2012 от 08.02.2012 с установлением пятнадцатидневного срока с даты принятия настоящего постановления.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального и процессуального права, что в силу требований части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 августа 2012 года по делу N А57-11303/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным бездействие комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непредоставлении закрытому акционерному обществу "СтройКор" в установленный срок градостроительного плана земельного участка площадью 1 185 (одна тысяча сто восемьдесят пять) кв.м с кадастровым номером 64:48:010318:3, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., угол Бабушкиного взвоза для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями.
Обязать комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" принять решение по заявлению закрытого акционерного общества "СтройКор" N 07/2012 от 08.02.2012 в пятнадцатидневный срок с даты принятия настоящего постановления.
Взыскать с комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу закрытого акционерного общества "СтройКор" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Возвратить закрытому акционерному обществу "СтройКор" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей, перечисленную по платёжному поручению от 21.09.2012 N 988. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-11303/2012
Истец: ЗАО "СтройКор"
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов, комитет по управлению имуществом Саратовской области, ООО "УК "СтройКорСервис", Управление Федеральной службы государственгной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7273/13
23.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5941/13
06.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5941/13
11.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11064/12
09.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9028/12
30.08.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-11303/12