город Ростов-на-Дону |
|
01 ноября 2012 г. |
дело N А32-19414/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Д.В. Николаева, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.08.2012
по делу N А32-19414/2012, принятое судьей Меньшиковой О.И.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике
о привлечении открытого акционерного общества "Авиационные линии Кубани" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по КБР) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Авиационные линии Кубани" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 15.08.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд привлек ОАО "Авиационные линии Кубани" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда и привлечь общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей с учетом наличия отягчающих ответственность общества обстоятельств в виде повторного совершения правонарушения, а также не принятия мер к устранению допущенного нарушения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем у суда имеются почтовые уведомления.
Лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о проведении судебного разбирательства в их отсутствие.
В отзыве, поступившем от ОАО "Авиационные линии Кубани", указано на законность решения суда и отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 25.06.2012 главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по КБР в отношении ОАО "Авиационные линии Кубани" составлен протокол об административном правонарушении N 18 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В протоколе указано, что в Управление Роспотребнадзора по КБР обратилась гр. Кутлиярова Л.В. (вх. N 54 от 29.05.2012 г.) о нарушениях её прав и двоих детей при задержке 06.05.2012 г. вылета рейса с 8:00 до 15:30 KIL/GW 9055-Минеральные Воды - Анталия, осуществляемого перевозчиком ОАО "Авиационные линии Кубани".
В ходе административного расследования установлено, что при задержке рейса 06.05.2012 KIL/GW 9055 Минеральные Воды - Анталия с 8 час. 00 мин до 15 час. 30 мин. не соблюдены требования к обслуживанию пассажиров гр. Кутлияровой Л.В., гр. Остапенко М. гр. Остапенко П., а именно: не организовано предоставление следующих услуг без взимания дополнительной платы: хранение багажа, размещение в гостинице при ожидании вылета рейса в дневное время в течение 10 ч. 30 минут; предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет. Не была представлена информация для пассажиров о предоставляемых услугах, о причинах задержки рейса.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ОАО "Авиационные линии Кубани", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем направления соответствующих извещений (л.д. 13).
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Управление Роспотребнадзора по КБР обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 22 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В соответствии с пп. "в" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, является, в том числе, соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Согласно пункту 92 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией:
о времени отправления и прибытия воздушных судов;
о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;
о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;
о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса;
о способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта, между аэропортами;
о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа;
об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
В соответствии со статьей 106 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Пунктом 7 Правил N 82 установлено, что перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.
Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
В силу пунктам 11 Правил N 82 бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается допущение обществом "Авиационные линии Кубани" при осуществлении деятельности по авиаперевозкам пассажиров нарушений лицензионных требований.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "Авиационные линии Кубани" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
ОАО "Авиационные линии Кубани", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, ОАО "Авиационные линии Кубани" не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания судом первой инстанции были правильно применены положения ст.ст. 3.1, 3.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом совершения обществом "Авиационные линии Кубани" правонарушения впервые и отсутствием доказательств причинения правонарушением вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба, суд первой инстанции обоснованно вынес обществу предупреждение.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Управления Роспотребнадзора о том, что общество не устранило допущенные нарушения, поскольку не удовлетворило претензию пассажира и не выплатило ему неустойку в добровольном порядке.
Объективную сторону правонарушения, за которое общество привлечено к административной ответственности, составляет осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Выплата пассажиру неустойки в связи с допущенными при оказании услуг нарушениями не является устранением нарушения лицензионных требований, а является компенсационной мерой.
С учетом допущенных обществом нарушений их устранением будет являться недопущение совершения аналогичных нарушений при дальнейшем осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В материалах дела отсутствуют доказательства продолжения противоправных действий общества при оказании услуг по авиаперевозке после возбуждения производства об административном правонарушении.
Судом также отклоняются доводы Управления Роспотребнадзора о необходимости учета судом первой инстанции отягчающего ответственность общества обстоятельства в виде повторного совершения аналогичного правонарушения.
При этом Управление ссылается на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2012 N А40-09803/12.
Резолютивная часть решения по настоящему делу принималась также 14.08.2012, в связи с чем суд первой инстанции в любом случае не мог учесть судебный акт Арбитражного суда г. Москвы.
Кроме того, на момент изготовления решения по настоящему делу (резолютивной части и полного объема) решение арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2012 не вступило в законную силу с учетом требований ст. 211 АПК РФ, в связи с чем общество не считалось привлеченным к административной ответственности.
Апелляционной инстанцией также не принимаются доводы Управления о необходимости привлечения к участию в деле потерпевшей Кутлияровой Л.В., поскольку предметом настоящего спора является оценка законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности ОАО "Авиационные линии Кубани". Обстоятельства законности либо незаконности постановления о привлечении к административной ответственности общества не могут повлиять на права и законные интересы Кутлияровой Л.В.
Арбитражный спор по проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности определяет публичные правоотношения между государством в лице административного органа и привлекаемым к ответственности лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению требований публичного права.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 15.08.2012 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2012 по делу N А32-19414/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19414/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике, УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей по Кабардино-Балкарской республике
Ответчик: ОАО "Авиационные линии Кубани"
Третье лицо: ОАО Авиационные линии Кубани
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1441/13
06.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1441/13
22.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7899/12
01.11.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12047/12
15.08.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19414/12