Заключение Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 7 ноября 2007 г. N вн 3.8-13/1339
на проект федерального закона N 487983-4 "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект федерального закона N 487983-4 "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом устанавливаются основные требования пожарной безопасности к различным объектам экономики и видам деятельности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров. Определяются основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливаются общие требования к обеспечению пожарной безопасности людей и окружающей среды, а также к системам обеспечения пожарной безопасности объектов.
Комитет поддерживает концепцию Законопроекта и считает, что принятие общих норм пожарной безопасности в форме технического регламента позволит снять существующие противоречия и установить четкую систему взаимоотношений собственников объектов противопожарной защиты и надзорных органов.
Вместе с тем, по мнению Комитета, ряд положений Законопроекта нуждается в уточнении, дополнении и детализации при его подготовке ко второму чтению.
Так, в соответствии со статьей 1 Законопроекта технический регламент принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров. Выполнение этих задач является приоритетным и зависит от выполнения требований пожарной безопасности к объектам защиты, на которых находятся граждане. В связи с этим в статье 1 Законопроекта необходимо установить приоритетность требований Законопроекта для объектов защиты, а продукция должна рассматриваться как составная часть объекта защиты.
Комитет полагает целесообразным включить в статью 2 Законопроекта определение термина "пожар", изложив его в следующей редакции: "пожар - неконтролируемое горение, повлекшее действия по его ликвидации, причинившее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства".
Часть 3 статьи 6 Законопроекта содержит положение о том, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется. Однако, в действующих нормативных правовых актах требования пожарной безопасности не подразделяются на обязательные и не обязательные. В связи с этим Комитет полагает целесообразным исключить часть 3 статьи 6 из Законопроекта, что позволит также снять противоречия в требованиях части 3 и части 6 статьи 6 Законопроекта об обязательном проведении расчета по оценки пожарного риска при разработке декларации пожарной безопасности.
По мнению Комитета в части 5 статьи 6 Законопроекта необходимо указать контролирующий орган, которому подается декларация пожарной безопасности и который уполномочен определять степень ее полноты и объективности.
В статье 2 Законопроекта отсутствует определение термина "потенциальный риск", исходя из этого в части 2 статьи 25 Законопроекта при определении категории наружных установок термин "потенциальный риск" целесообразно заменить на термин "индивидуальный риск".
Согласно требованиям второго абзаца статьи 54 Законопроекта системы пожарной сигнализации оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть смонтированы на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и/или гибели людей. Комитет считает целесообразным второй абзац статьи 54 Законопроекта исключить, а саму статью конкретизировать, дополнив приложением с перечнем объектов, подлежащих обязательному оборудованию системами пожарной сигнализации оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Второй абзац статьи 60 Законопроекта содержит требования по обеспечению возможности безопасной эвакуации обслуживающего персонала, участвующего в тушении пожара первичными средствами пожаротушения, в безопасную зону в случае отказа первичных средств пожаротушения, что относится к проектным решениям системы предотвращения пожаров. Для исключения противоречий в проектных и организационных решениях по противопожарной защите объектов Комитет предлагает исключить из статьи 60 Законопроекта указанные требования и включить в Законопроект приложение с конкретными требованиями по номенклатуре, количеству, условиям и местам размещения первичных средств пожаротушения на объектах защиты.
Комитет отмечает, что в соответствии с частью 5 статьи 64 Законопроекта требуется разработать декларацию пожарной безопасности в течении 6 месяцев после вступления в силу настоящего технического регламента. Разработка декларации требует проведения сложных расчетов, которые в отсутствии специалистов не могут быть удовлетворительно выполнены собственниками объектов защиты в сжатые сроки. Целесообразно установить этапы и приоритеты разработки декларации в зависимости от пожарной опасности объектов защиты и наличие в них массового пребывания людей.
Комитет предлагает статью 91 Законопроекта изложить в следующей редакции: "Помещения, здания и сооружения оборудуются установками автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности защищаемых помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска и в соответствии с приложением", а сам Законопроект дополнить приложением с перечнем зданий, помещений и технологических установок, подлежащих обязательному оборудованию автоматическими системами пожарной сигнализации и пожаротушения.
Необходимо также включить в Законопроект приложение с перечнем критериев для обязательного создания и содержания пожарной охраны объектов защиты осуществляемого за счет их собственных средств, а также в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму считает возможным поддержать проект федерального закона N 487983-4 "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности", внесенный Правительством Российской Федерации, с устранением отмеченных замечаний при доработке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.