Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 478182-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы "
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом предусматривается ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанное в городе Вьентьяне 14 мая 1999 года.
Целью Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере.
Соглашение основывается на проекте типового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества", а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Соглашения являются следующие:
Сфера применения Соглашения
Соглашение распространяется на налоги на доходы юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или в Лаосской Народно-Демократической Республике.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства производится в другом договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ или связанной с ними надзорной деятельности установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 6 месяцев. Кроме того, установлено, что оказание услуг предприятием одного государства через собственный или нанятый персонал в другом государстве образует постоянное представительство, если такая деятельность осуществляется в течение периода или периодов времени, составляющих в совокупности более 6 месяцев в течение любого двенадцатимесячного периода.
Налогообложение доходов от имущества
Доходы от использования имущества облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые облагаются в том государстве, резидентом которого является предприятие, получающее доходы от эксплуатации таких транспортных средств.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено государству-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10 процентов от общей суммы дивидендов.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10 процентов от общей суммы процентов, если получателем процентов является лицо, имеющее фактическое право на такой доход.
Вместе с тем проценты освобождаются от налогообложения в государстве-источнике, если их получателем и фактическим владельцем является другое договаривающееся государство, правительственное учреждение, политическое подразделение или местный орган власти другого договаривающегося государства.
Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий
Право взимать налоги с доходов от авторских прав и лицензий (роялти) предоставлено государству, резидентом которого является лицо, имеющее фактическое право на доходы от авторских прав и лицензий.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов высших учебных заведений и преподавателей.
Другие положения
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
В связи с тем, что после подписания Соглашения в тексте на русском и английском языках были обнаружены несоответствия технического характера, Министерство иностранных дел Российской Федерации нотами от 20 января 2003 г. N 237-н/2да, от 31 октября 2005 г. N 5199-н/даап (юва) уведомило лаосскую сторону о необходимости внесения соответствующих исправлений в текст Соглашения на русском и английском языках. Согласие лаосской стороны подтверждено нотами от 21 сентября 2004 г. N 235/АЛМ/04, от 31 августа 2006 г. N 325/AE-TD.1.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации.
Соглашение вступает в силу спустя тридцать дней после даты получения последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Положения Соглашения применяются до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит его действия, направив по дипломатическим каналам письменное уведомление о прекращении действия до 30 июня любого календарного года, начинающегося по истечении пятилетнего периода с даты вступления Соглашения в силу.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"
Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между договаривающимися государствами, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база бюджетов разных уровней Российской Федерации не сузится, поскольку некоторое уменьшение налогового бремени для лаосских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного увеличения облагаемой на территории Российской Федерации налоговой базы в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами в Лаосской Народно-Демократической Республике.
Вместе с тем наличие такого Соглашения позволит российским налоговым органам контролировать своевременность и полноту налоговых поступлений с доходов, полученных российскими юридическими и физическими лицами от деятельности на территории Лаосской Народно-Демократической Республики. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.