г. Саратов |
|
13 ноября 2012 г. |
Дело N А57-11701/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Агибаловой Г.И., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета транспорта Саратовской области, г.Саратов ОГРН 1126450013007 ИНН 6452099719
на решение арбитражного суда Саратовской области от 21 августа 2012 года по делу N А57-11701/2012, судья Духовнова Е.В.
о взыскании с субъекта Российской Федерации - Саратовская область в лице комитета транспорта Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пригородтранс-1" убытков в размере 290 470 руб. 85 коп., денежной суммы в счет возмещения судебных расходов в размере 8810 руб.,
при участии в судебном заседании представителя ООО "Пригородтранс-1" Палагиной Раисы Сергеевны, действующей на основании доверенности от 01.10.2012, представителя Государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" Матвеевой Елены Геннадьевны, действующей на основании доверенности N 01-06/159 от 13.03.2012, представителя Комитета транспорта Саратовской области Калашниковой Елены Николаевны, действующей на основании доверенности N 8910 от 24.09.2012,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Пригородтранс-1", г. Саратов, в лице конкурсного управляющего Шиховцовой Светланы Владимировны с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства по Саратовской области о взыскании задолженности в размере 290 470,85 руб.
До принятия судебного акта, представитель истца просил в порядке ст. 47 АПК РФ, заменить ненадлежащего ответчика, в связи с его реорганизацией: Министерство транспорта и дорожного хозяйства по Саратовской области надлежащим ответчиком -Комитет транспорта Саратовской области.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство представителя истца, в связи с чем в порядке ст. 47 АПК РФ произвел замену ответчика Министерство транспорта и дорожного хозяйства по Саратовской области надлежащим ответчиком - Комитет транспорта Саратовской области.
21 августа 2012 года арбитражным судом Саратовской области исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Пригородтранс-1" - удовлетворены, взысканы с субъекта Российской Федерации - Саратовская область в лице Комитета транспорта Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пригородтранс-1" (г. Саратов) убытки в размере 290 470,85 руб., денежная сумма в счет возмещения судебных расходов в размере 8810 руб., а всего - 299 280 руб. 85 коп. (двести девяносто девять тысяч двести восемьдесят руб. 85 коп.).
Комитет транспорта Саратовской области не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "Пригородтранс-1" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Представители ОАО "Центральная диспетчерская служба" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, имеющимися в материалах дела.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу апелляционной жалобы, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Законом Саратовской области от 26.11.2009 N 182-ЗСО "Об областном бюджете на 2010 год" по целевой статье 5058702, виду расходов 019 была предусмотрена субсидия на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 года N 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" установлен Перечень льготных категорий граждан, введены социальные месячные проездные билеты для проезда транспортом общего пользования, определен размер возмещения.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 31 августа 2009 года N 418-П "О порядке формирования, финансовом обеспечении и мониторинге исполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам за счет бюджетных ассигнований областного бюджета" министерством по развитию транспортного комплекса Саратовской области было утверждено государственное задание на 2010 год государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Управление пассажирских перевозок".
Между Министерством по развитию транспортного комплекса Саратовской области и Государственным автономным учреждением Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" были заключены соглашения: - N 4 от 12.01.2010 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказания мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения; - N 8 от 12.01.2010 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг по обеспечению льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования.
Согласно пунктам 2.1.1 указанных соглашений министерство по развитию транспортного комплекса области обязуется предоставить в 2010 году субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан посредством перечисления в установленном порядке средств областного бюджета на расчетный счет ГБУ "Управление пассажирских перевозок" в пределах доведенных Министерству лимитов бюджетных обязательств.
Во исполнение государственного задания, 31.12.2010 между ГБУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" (Управление), ОАО "Центральная диспетчерская служба" (Уполномоченная организация") и ОАО "Пригородтранс-1" (Перевозчик), был заключен договор N 02-06/209 на организацию перевозки льготных категорий граждан на территории Саратовской области и возмещение выпадающих доходов от осуществления пассажирских перевозок льготных категорий граждан.
Согласно условиям договора Уполномоченная организация организует продажу (бесплатное предоставление) социальных месячных проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку льготных категорий граждан, а Управление в соответствии с государственным заданием министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на 2011 год возмещает Перевозчику выпадающие доходы от осуществления перевозок льготных категорий граждан по социальным месячным проездным билетам автомобильным транспортом в пригородном сообщении по территории муниципального образования "город Саратов" и Саратовского муниципального района Саратовской области (п. 1 договора).
Сумма выпадающих доходов Перевозчика определяется ежемесячно согласно приложению N 2 к договору, исходя из количества фактически проданных (бесплатно предоставленных) льготным категориям граждан социальных месячных проездных билетов с учетом выполненной транспортной работы, с применением поправочных коэффициентов, учитывающих количество перевезенных пассажиров льготных категорий на каждом маршруте (п. 3.1 договора).
Согласно пункту 3.2 договора, Управление на основании отчетных данных, перечисляет Перевозчику выпадающие доходы от осуществления перевозок льготных категорий граждан автомобильным транспортом пригородного сообщения по социальным месячным проездным билетам, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные расходы в областном бюджете текущего года, за исключением сумм выпадающих доходов других Перевозчиков, затрат Управления на обеспечение выполнения государственного задания, рассчитанные в соответствии с Методикой распределения субсидий на возмещение выпадающих доходов между перевозчиками согласно приложению к договору N 5, не позднее 5-ти календарных дней со дня их поступления на расчетный счет Управления.
Срок действия договора - с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Новый договор на 2012 год не заключался, но в январе 2012 года Перевозчик продолжал осуществление деятельности по перевозке льготных категории граждан.
Так как, п.6.2 договора предусматривает досудебную процедуру урегулирования спора, в адрес ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" (исх. N 17 от 17.04.2012) и Министерство транспорта и дорожного хозяйства по Саратовской области (исх. N 57 от 09.04.2012) была направлена претензия, с предложением погасить имеющуюся задолженность по вышеуказанному договору в размере 290470,85 руб. за январь 2012 года.
Во исполнение договора ОАО "Пригородтранс-1" предоставляло за январь 2012 года льготы отдельным категориям граждан при пользовании ими общественным транспортом, по регулируемым тарифам, установленным Правительством Саратовской области.
Факт оказания истцом услуг подтверждается представленным "Расчетом стоимости затрат, связанных с распространением социальных проездных билетов по ОАО "Центральная диспетчерская служба" за январь 2012 года, где по строке 5 в графе 6 указано "Всего сумма выпадающих доходов и размере начисленных средств от продажи социальных проездных билетов" в размере 290 470,85 руб., которые определяются как разница между гр. 6 справки 310637,38 руб. (сумма выпадающих доходов и размер начисленных средств от продажи социальных проездных билетов в руб.) - гр. 2 справки 20163,53 руб. (размер начисленных средств от продажи социальных проездных билетов в руб.).
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как правильно указал суд первой инстанции, социальный проездной билет является публичным договором перевозки, поэтому истец как транспортная организация общего пользования обязан был предоставить льготнику право проезда на своем транспорте на основании социального проездного билета. Обязанность истца по перевозке льготников на основании социального проездного билета возникла в силу нормативного акта субъекта Российской Федерации, а не в силу договора N 02-06/209 от 31.12.2010. Заключение указанного договора касается вопроса организации перевозочного процесса электротранспортом общего пользования в городе Саратове, и не является юридически значимым для дела, в том числе для выяснения вопроса об основании возникновения у транспортной организации обязательства по перевозке пассажиров льготных категорий.
Таким образом, обязанность по перевозке пассажиров льготных категорий граждан возникает у транспортной организации в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании актов публично-правовых образований, а не из условий указанных договоров. Право на получение из соответствующего бюджета сумм возмещения расходов за перевозку льготников несет непосредственный перевозчик, то есть в данном случае истец, и им это право реализовано.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предъявленные истцом расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его убытками.
Суд вправе по своей инициативе изменить правовую квалификацию исковых требований, поскольку это не изменяет фактического основания и предмета иска, а также не влияет на объем исковых требований.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерации, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В данном случае бездействие ответчика выразилось в неисполнении обязанности по полной компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению проезда по социальным проездным билетам отдельным категориям граждан.
Вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
Согласно Постановлению правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 г. N 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" субъект Федерации (Саратовская область) приняла на себя обязательства по возмещению транспортным предприятиям недополученных в результате предоставления льгот доходов за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Частью 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Подпунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" предусмотрено, что законом области об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень главных распорядителей средств областного бюджета и распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов областного бюджета.
Ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2010 год (Приложение 6 к Закону Саратовской области от 13 декабря 2012 года N 206 - ЗСО "Об областном бюджете на 2012 год") определен перечень главных распорядителей средств областного бюджета Саратовской области. Каждому главному распорядителю средств областного бюджета Саратовской области присвоен персональный номер кода (графа 2 Приложения 6 к указанному Закону).
В соответствии с Законом Саратовской области от 13.12.2011 года N 206 - ЗСО "Об областном бюджете на 2012 год" главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области является не только министерство финансов Саратовской области (код 005), но в частности, и министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (код 045), а Комитет транспорта - как его правопреемник.
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, а ныне - Комитет транспорта Саратовской области - является главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области по ведомственной принадлежности - в сфере транспортного развития Саратовской области.
Таким образом, убытки, образовавшиеся в результате не возмещения в полном объеме понесенных истцом расходов по предоставлению проезда по социальным проездным билетам отдельным категориям граждан, правомерно взысканы с областного бюджета в лице Комитета транспорта Саратовской области.
Судебные расходы распределены между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на то, что заявленное Обществом требование не подлежит удовлетворению, поскольку договор на перевозку льготных категорий граждан на 2012 год с Обществом не заключался, отклоняется апелляционным судом, поскольку под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу вынесено законное и обоснованное определение, оснований для отмены которого не имеется.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 21 августа 2012 года по делу N А57-11701/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-11701/2012
Истец: ООО "Пригородтранс-1", ООО "Пригородтранс-1" в лице конкурсного управляющего Шиховцовой Светланы Владимировны
Ответчик: Комитет транспорта Саратовской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства по Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства по Саратовской области
Третье лицо: ГБУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок", Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Министерство финансов Саратовской области, ОАО "Центральная диспетчерская служба"