Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 8 октября 2007 г. N вн 2.2-1/3914
"По проекту федерального закона N 450619-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части лицензирования и аккредитации духовных образовательных учреждений), внесенному депутатами Государственной Думы Н.И. Булаевым" С.А. Поповым (первое чтение)"
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
1. Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 7 статьи 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон), указав, что "лицензии на право ведения образовательной деятельности духовным образовательным учреждениям выдаются по представлению создавших эти образовательные учреждения религиозных организаций". Полагаем, предлагаемое положение сузит перечень образовательных учреждений, которым могут выдаваться такие лицензии, поскольку в настоящее время лицензии на право ведения образовательной деятельности выдаются "образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений)".
2. В соответствии с концепцией законопроекта предлагается не устанавливать государственный статус духовного образовательного учреждения при его государственной аккредитации, при этом такие учреждения будут иметь право выдавать документы государственного образца, заверенные печатью образовательного учреждения, не содержащей изображение Государственного герба Российской Федерации. Кроме того, предполагается, что свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), будет, в том числе, подтверждать соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В этой связи, необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1) В соответствии со статьей 7 Закона в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. В частности, Российская Федерация устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Субъектами Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Закона устанавливается региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов. Учитывая положения статьи 14 Конституции Российской Федерации о том, что Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а также о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, возникает логичный, на наш взгляд, вопрос о том, каким образом государство будет устанавливать государственные образовательные стандарты для учреждений профессионального религиозного образования, при этом не затрагивая вопросы религии?
2) Законопроект, на наш взгляд, содержит внутреннее противоречие. Указывая на то, что при государственной аккредитации духовных образовательных учреждений их государственный статус не устанавливается, он в то же время предусматривает свидетельство о государственной аккредитации.
Тем самым проект идет вразрез с уже выстроенной и давно установившейся системой государственной аккредитации. Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Государственная аккредитация образовательного учреждения подтверждается свидетельством о государственной аккредитации. Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, а также на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.
В этой связи возникает еще один вопрос, образовательные учреждения религиозного образования (духовные образовательные учреждения) будут выдавать документы государственного образца с печатью, не содержащей изображение Государственного герба Российской Федерации, в то время, как наличие печати с таким изображением является неотъемлемой частью документа государственного образца (см., например, Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2007 года N 80, которым утверждена Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о среднем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов).
Заместитель |
M.B. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.