Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 29 октября 2007 г. N вн. 2.2-1/4347
по проекту федерального закона N 476218-4
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
1. Статьей 2 законопроекта предусматривается изменение нормативного содержания понятия "денежное довольствие для исчисления пенсии", поскольку из состава денежного довольствия для исчисления пенсии военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти предлагается исключить одну из его составляющих - соответственно месячную стоимость продовольственного пайка и ежемесячную денежную продовольственную компенсацию, и согласно пояснительной записке с принятием соответствующего постановления Правительства Российской Федерации одновременно увеличить другую составляющую - соответственно оклад по воинскому званию и оклад по специальному званию. Таким образом, на дату вступления в силу федерального закона предлагается установить особый порядок определения денежного довольствия для исчисления пенсии, допускающий одновременно несколько действий и носящий временный характер. Поэтому пересмотр пенсий в связи с принятием данного федерального закона, по нашему мнению, не может относиться к основанию и порядку пересмотра пенсий, установленному пунктом "б" части первой статьи 49 Закона, который носит постоянный универсальный характер.
Исходя из изложенного, полагаем необходимым ввести в текст законопроекта самостоятельную статью, определяющую порядок пересмотра пенсий на дату вступления в силу федерального закона или относящую вопрос установления такого порядка к компетенции Правительства Российской Федерации.
2. Законопроект, исключая из отдельных законодательных актов Российской Федерации положения, регулирующие вопрос выплаты военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти соответственно денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) и денежной продовольственной компенсации, одновременно в статье 5 наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по установлению повышенных размеров окладов по воинским званиям и специальным званиям.
Как указано в пояснительной записке, размеры окладов по воинским званиям и специальным званиям будут повышены на размер указанных компенсаций. Однако критерий повышения размеров окладов по воинским званиям и специальным званиям в статье 5 законопроекта не указан, что лишает эту статью нормативного содержания, поскольку нормы, относящие к полномочиям Правительства Российской Федерации вопросы определения размеров окладов по воинским званиям и специальным званиям, в том числе их повышения, уже содержаться в законодательных актах Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральной налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)"). Обращаем также внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации (см. постановления от 6 апреля 2004 года N 7-П, от 31 мая 2005 года N 6-П, 14 июля 2005 года N 8-П, от 28 февраля 2006 года N 2-П), согласно которой законодатель должен определять критерии и ориентиры объема полномочия, делегируемого Правительству Российской Федерации.
3. Законопроект нуждается в редакционной доработке. Отмечаем, что понятия "оклад по воинскому званию" и "оклад по специальному званию" не являются идентичными понятиями, поэтому в статье 5 законопроекта слова "по воинским (специальным) званиям" предлагается заменить словами "по воинским званиям и специальным званиям". Согласно правилам русского языка использование записи "устанавливаются повышенные размеры окладов" с применением слова "повышенные" должно предусматривать указание о сравнении с чем-либо, в данном случае, с ранее определенными размерами окладов. В связи с этим, в статье 5 законопроекта запись "устанавливаются повышенные размеры окладов" предлагается заменить словами "повышаются размеры окладов", что позволит устранить указанную неточность.
4. К предложенной редакции законопроекта имеются замечания юридико-технического характера:
В статье 1 законопроекта слова "N 4202-1" заменить словами "N 4202-I", слова "Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086;" исключить, после слов "ст. 3607" дополнить словами "; 2005, N 1, ст. 25".
В статье 2 законопроекта слова "В статье 43" заменить словами "Третье предложение статьи 43", слова "третье предложение" исключить.
В пункте 2 статьи 4 законопроекта слова "и абзац второй пункта 1 статьи 144" исключить.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.