Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях"
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях" направлен на совершенствование норм Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон "О концессионных соглашениях"), Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", препятствующих реализации Федерального закона "О концессионных соглашениях", целью которого является построение эффективных взаимоотношений публичных образований с частными инвесторами по использованию имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений. Действующая редакция пункта 7 статьи 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" предусматривает, что продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. Предлагаемое проектом закона изменение позволит отнести продукцию и доходы концессионера только к собственности концессионера, что устранит вероятность получения концедентом продукции и доходов концессионера, оставив концеденту возможность получения части продукции и доходов концессионера в виде концессионной платы согласно условиям концессионного соглашения.
В целях бухгалтерского учета имущества, предоставляемого концедентом концессионеру в соответствии с условиями концессионного соглашения и образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, необходимо определить порядок учета такого имущества, а также порядок начисления амортизации на данное имущество.
Настоящий законопроект предусматривает обязанность концессионера учитывать на своем балансе как объект концессионного соглашения, так и иное, преданное в соответствии с концессионным соглашением, имущество, включая порядок начисления концессионером амортизации на переданные объекты недвижимого имущества.
При реализации норм Федерального закона "О концессионных соглашениях" на практике может возникнуть необходимость участия на стороне концедента не одного лица, а нескольких лиц, например, как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации, в связи с чем предлагается уточнить круг лиц, которые могут выступать от имени концедента при заключении концессионного соглашения. Кроме того, представляется необходимым возложение отдельных полномочий концедента по концессионному соглашению на уполномоченные концедентом органы исполнительной власти. Проектом закона предлагается расширить перечень условий концессионного соглашения, включив такие условия как: порядок внесения изменений в концессионное соглашения, порядок разрешения споров по концессионному соглашению.
Помимо вопросов, связанных с особенностями предоставления концессионеру в аренду (субаренду) земельного участка, в ходе работы над концессионными соглашениями возникла необходимость урегулирования вопросов, связанных с предоставлением прав пользования водным объектом и прав ограниченного пользования земельным участком и (или) водным объектом (частью водного объекта). Настоящий законопроект определяет особенности и порядок предоставления концессионеру прав пользования и прав ограниченного пользования земельным участком и (или) водным объектом (частью водного объекта).
В связи с принятием законодательства о регулировании цен и тарифов организаций коммунального также требуется внесение отдельных изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" в части расширения гарантий, предоставляемых концессионеру. Так, проект закона оговаривает необходимость обязательного учета объема инвестиций концессионера в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения при установлении органами регулирования цен (тарифов) к ценам (тарифам) на реализуемые концессионером товары, работы, услуги, в случае предоставления концессионером потребителям товаров, работ, услуг по регулируемым ценам (тарифам).
Реализация положений Федерального закона "О концессионных соглашениях" в отношении объектов имущества имеющего высокую степень износа или в сферах с высокими рисками тарифного регулирования будет затруднена из-за отсутствия достаточного количества претендентов на право заключения концессионного соглашения. В тоже время, возможно появление одного единственного потенциального инвестора, который будет заинтересован в заключении концессионного соглашения на предлагаемых концедентом условиях. Законопроект предусматривает предоставление концеденту право рассмотреть заявку такого претендента и заключить с ним концессионное соглашение с соблюдением остальных требований Федерального закона "О концессионных соглашениях". Кроме того, по краткосрочным концессионным соглашениям и соглашениям, не предусматривающим значительного объема привлекаемых инвестиций, возможно проведение конкурсного отбора концессионеров в сокращенные, по сравнению с установленными данным федеральным законом, сроки.
Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. Предлагаемое проектом закона положение о закреплении в качестве критерия конкурса объема участия концедента в части расходов концессионера, позволит концеденту определить на финансирование создания (реконструкции) какого именно объекта недвижимого имущества должны будут пойти эти средства.
Наряду с указанными предложениями законопроект также содержит некоторые предложения, направленные на уточнение отдельных положений Федерального закона "О концессионных соглашениях".
Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" права владения и пользования концессионера объектом концессионного соглашения, а также недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера созданным объектом концессионного соглашения осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на этот объект. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не содержит положений, которые определяли бы порядок государственной регистрации прав, возникающих при реализации концессионных соглашений. Предлагаемые дополнения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" направлены на приведение в соответствие положений данного закона с нормами Федерального закона "О концессионных соглашениях". Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации все сделки с недвижимым имуществом на срок более одного года подлежат государственной регистрации, в связи с чем представляется целесообразной государственная регистрация самих концессионных соглашений с целью их учета.
Таким образом, в целях реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" потребуется внесение изменений в отдельные федеральные законы с целью согласования норм действующего законодательства с практическими механизмами реализации концессионных соглашений, заключаемых в соответствии с данным законом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение действующих или принятие новых актов федерального законодательства, за исключением форм типовых концессионных соглашений в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, которые могут являться объектами концессионных соглашений, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.