Заключение
Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ Четвертого созыва
от 7 ноября 2007 г. N вн. 3.8-13/1338
на проект федерального закона N 391871-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях"
Рассмотрев проект федерального закона N 391871-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях", внесенный депутатом Государственной Думы Ю.Г. Медведевым, Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает следующее.
Законопроект содержит ряд поправок, изменяющих и уточняющих отдельные статьи Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон), в целом направленных на повышение эффективности применения механизма концессионных соглашений. Законопроект также вносит изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", необходимые для целей государственной регистрации прав на объект концессионного соглашения и иное недвижимое имущество, предоставляемое концессионеру на условиях концессионного соглашения.
Законопроект закрепляет право собственности концессионера на продукцию и доходы, получаемые концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Данное положение позволит повысить привлекательность концессионных соглашений для потенциальных инвесторов.
Законопроектом подробнее, чем в действующей редакции Закона, регламентируется порядок балансового учета объекта концессионного соглашения, в частности, обособление объекта концессионного соглашения от имущества концессионера, начисление амортизации объекта концессионного соглашения.
Закон дополняется нормой о том, что обращение взыскания по долгам концессионера на объект концессионного соглашения и иное имущество, переданное концессионеру в соответствии с концессионным соглашением, не допускается.
В изменениях статьи 7 Закона устанавливается возможность взимания платы по концессионному соглашению вместо существующей сейчас обязанности предусматривать такую плату.
Законопроектом предусматривается возможность передачи концессионеру для исполнения концессионного соглашения не только земельного участка, как это предусмотрено статьей 11 действующей редакции Закона, но и прав пользования участком недр, водным объектом (частью водного объекта).
Также законопроектом вносятся отдельные изменения, связанные с уточнением порядка заключения концессионного соглашения. В частности, предусматривается возможность заключения концессионного соглашения с участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Этот механизм может быть актуальным в случае заключения концессионного соглашения в отношении малопривлекательных объектов. Также допускается возможность проверки достоверности представляемых заявителем сведений.
Статьей 2 законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Указанный закон предлагается дополнить статьями, определяющими порядок государственной регистрации прав собственности концедента и прав владения и пользования концессионера объектом концессионного соглашения, порядок государственной регистрации прекращения прав владения и пользования концессионера и особенности государственной регистрации прав по концессионному соглашению.
Статья 3 законопроекта предлагает распространить действие закона на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Поддерживая концептуально законопроект, Комитет отмечает следующие замечания, которые должны быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Представляется целесообразным в изменениях статьи 11 Закона установить возможность предоставления концессионеру прав пользования лесным участком (частью лесного участка), который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Положения законопроекта в отношении предоставления концессионеру прав пользования земельными участками, водными объектами, участками недр, а также в отношении права ограниченного пользования земельным участком, предназначенным для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, необходимо привести в соответствие с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О недрах".
Нормы законопроекта, предусматривающие изменения статей 10, 11 и 23 Федерального закона "О концессионных соглашениях" в части предоставление концессионеру права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), необходимо привести в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 23), который предусматривает установление двух видов сервитутов: частного или публичного. Необходимо учитывать, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации) путем заключения договора между собственником земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и концессионером, а публичный сервитут в отношении такого земельного участка может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Таким образом, положения законопроекта требуют уточнения для приведения их в соответствие с требованиями, установленными для соответствующего сервитута и порядка его установления.
Необходимо устранить внутреннее противоречие, уточнив поправки к статье 22 Закона исхода из предлагаемых изменений статьи 7 в отношении определения размера платы по концессионному соглашению.
Предлагаемые статьей 2 законопроекта изменения Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" требуют уточнения. В частности, необходимо исключить из законопроекта норму о том, что особенности государственной регистрации прав по концессионному соглашению устанавливаются Правительством Российской Федерации (соответствующие особенности могут быть определены только законом). Представляется целесообразным уточнить статью 2 законопроекта посредством внесения в главу IV Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одной статьи по вопросу проведения государственной регистрации прав, связанных с реализацией Федерального закона "О концессионных соглашениях", с уточнением нумерации такой статьи.
В целях расширения практики применения концессионных соглашений, законопроект необходимо дополнить нормами, регулирующими особенности налогообложения концессионера при реализации концессионного соглашения, в том числе уточнить нормы статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок начисления амортизации на имущество, предаваемое концессионеру по концессионному соглашению.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 391871-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях" с учетом внесения в него указанных изменений при доработке законопроекта ко второму чтению.
Председатель |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.