Заключение
Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 6 апреля 2007 г. N вн. 3.11-16/275
по проекту федерального закона N 391871-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях", внесенному депутатом Государственной Думы Ю.Г. Медведевым
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 391871-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях", внесенный депутатом Государственной Думы Ю.Г. Медведевым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование норм Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон), Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", препятствующих реализации Закона, целью которого является построение эффективных взаимоотношений публичных образований с частными инвесторами по использованию имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает необходимым отметить ряд замечаний и предложений к законопроекту.
В новой редакции пункта 1 части 1 статьи 5 Закона (пункт 3 статьи 1 законопроекта) уточняется круг лиц, которые могут выступать от имени концедента при заключении концессионного соглашения, а также устанавливается возможность возложения отдельных полномочий концедента по концессионному соглашению на уполномоченные концедентом органы власти. Вместе с тем представляется целесообразным в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат Российской Федерации, дополнительно предусмотреть возможность возложения осуществления отдельных полномочий концедента также на уполномоченные концедентом организации. В таком случае концедент сможет передавать свои полномочия не только федеральным органам исполнительной власти, но также федеральным государственным учреждениям и унитарным предприятиям, за которыми закреплено федеральное имущество, что позволит более эффективно вовлекать такое имущество в хозяйственный оборот с применением концессионной схемы.
Законопроектом предлагается новая редакция статьи 11 Закона, в соответствии с которой регулируются особенности предоставления концессионеру прав пользования земельными участками, участков недр, водным объектов и (или) прав ограниченного пользования земельным участком. Исходя из предлагаемых норм указанной статьи, концедент обязан предоставить концессионеру право ограниченного пользования земельным участком (сервитут), на котором располагается или будет расположен объект концессионного соглашения. Вместе с тем следует учитывать, что в настоящее время земельное законодательство не предусматривает возможности предоставления земельных участков для строительства на условиях сервитута. Так, пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень целей, для которых законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления может быть установлен публичный сервитут.
В то же время предлагаемая редакция статьи 11 Закона не учитывает того обстоятельства, что концедент не всегда может обладать полномочиями по распоряжению земельными участками, водными объектами и участками недр, что вызовет определенные затруднения при применении данной нормы на практике. Так, в соответствии с земельным, водным законодательством и законодательством о недрах полномочиями по предоставлению земельных участков, водных объектов и участков недр обладают соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим новая редакция статьи 11 Закона нуждается в доработке в части того, что концедент обязан предоставить концессионеру право пользования (право ограниченного пользования) земельным участком, участком недр, водным объектом (частью водного объекта) в случае, если он обладает полномочиями по распоряжению такими объектами, и обязан обеспечить предоставление концессионеру соответствующих прав пользования в иных случаях.
Вместе с тем практика правоприменения Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" показала необходимость его совершенствования в части других вопросов, не затрагиваемых в законопроекте.
Так, в частности, целесообразно конкретизировать условия концессионного соглашения, предусмотренные частью 2 статьи 10 Закона и которые не являются обязательными существенными условиями, но могут содержаться в концессионных соглашениях по отдельным объектам. В частности, целесообразно предусмотреть включение в концессионное соглашение условие об обязанности концессионера разработать проектную документацию на строящийся или реконструируемый объект капитального строительства, что является весьма актуальным для проектов строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, реализуемых на основе государственно-частного партнерства.
Относительно порядка предоставления земельных участков концессионерам следует учитывать, что предоставление земельных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации осуществляется либо путем предварительного согласования места размещения объекта, либо по результатам проведения торгов по продаже земельных участком либо права на заключения договоров аренды земельных участков. В связи с этим в рамках доработки законопроекта необходимо внести изменения в статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрев норму о том, что концессионеру земельные участки, которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, предоставляются с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О концессионных соглашениях".
Вместе с тем с учетом практики применения Закона следует дополнительно проработать вопрос о перечне критериев конкурса, установленных статьей 24 Закона, в части возможности установления Правительством Российской Федерации в решении о заключении концессионного соглашении дополнительных критериев конкурса применительно к конкретным объектам концессионных соглашений.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям поддерживает проект федерального закона N 391871-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях" при условии доработки с учетом высказанных замечаний.
Председатель |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.