В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона (далее - законопроект).
Законопроект направлен на совершенствование положений Федерального закона "О концессионных соглашениях" в целях построения эффективных взаимоотношений публичных образований с частными инвесторами по использованию находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества на условиях концессионных соглашений. В связи с этим в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" вносится ряд поправок, изменяющих и уточняющих отдельные статьи закона, концептуально поддерживаемые Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем ряд положений законопроекта нуждается в корректировке и изменении.
1. Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предполагается предоставить Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию право совместно выступать в качестве концедента.
Данная норма противоречит принципам бюджетного законодательства Российской Федерации, закрепляющего самостоятельность бюджетов и разграничение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 31 и глава 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В связи с изложенным, необходимо исключить данный пункт из законопроекта.
2. В пункте 3 статьи 1 законопроекта уточняется круг лиц, которые могут выступать от имени концедента при заключении концессионного соглашения, а также устанавливается возможность возложения отдельных полномочий концедента по концессионному соглашению на уполномоченные концедентом органы власти. Вместе с тем в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации в отношении объектов концессионного соглашения, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации, вправе специально поручить осуществление отдельных полномочий концедента по концессионному соглашению не только органам государственной власти, но и юридическим лицам, в том числе и государственным учреждениям. Данную возможность необходимо предусмотреть в законопроекте.
3. Положения законопроекта, согласно которым конкурсная документация должна содержать решения (проекты решений), договоры (проекты договоров) в отношении прав пользования земельными участками, водными объектами, участками недр, а также в отношении права ограниченного пользования земельным участком, предназначенным для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, необходимо привести в соответствие с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О недрах", также необходимо учесть требования к указанным документам, установленные Лесным кодексом Российской Федерации. Законопроект необходимо дополнить положениями, устанавливающими ограничения возможности предоставления концессионеру участков недр, водных объектов и лесных участков только случаями, когда исполнение концессионного соглашения невозможно осуществить без использования данных участков и объектов.
Кроме того, в целях предотвращения неконтролируемого промышленного производства полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (розлива минеральных вод, пакетирования лечебных грязей и др.), в законопроект необходимо включить положения, обязывающие концессионера использовать участки недр для строительства и эксплуатации объекта соглашения, не связанные с промышленным производством лечебных ресурсов, относящихся к недрам в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с формулировками, предлагаемыми законопроектом, любая конкурсная документация обязана содержать в своем составе проекты всех указанных договоров, в то время как использование участков недр, водных объектов и лесных участков будет необходимым только в некоторых случаях при исполнении отдельных видов концессионных соглашений.
4. Положения законопроекта, предусматривающие предоставление концессионеру права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), необходимо привести в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 23), который предусматривает установление двух видов сервитутов: частного или публичного, при этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации) путем заключения договора между собственником земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и концессионером.
Публичный сервитут в отношении такого земельного участка может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В связи с этим соответствующие нормы законопроекта (поправки, предусматривающие внесение изменений в часть 5 статьи 10, часть 1 статьи 11 и пункт 23 части 1 статьи 23 Федерального закона "О концессионных соглашениях") необходимо уточнить для приведения в соответствие с требованиями, установленными действующим законодательством.
5. В законопроекте целесообразно предусмотреть положения о необходимости обязательного учета объема инвестиций концессионера в создание, реконструкцию объекта концессионного соглашения в случае реализации товаров и услуг концессионера по регулируемым ценам, тарифам и надбавкам.
6. Технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях", могут не входить в перечень существенных условий концессионного соглашения, как это и предлагается законопроектом. Однако, заключенное концессионное соглашение должно содержать данные показатели с целью предоставления концеденту возможности осуществления контроля за созданием объекта концессионного соглашения и его характеристиками. В этой связи, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в статью 12 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
7. С учетом предлагаемых законопроектом изменений части 7 статьи 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" необходимо пункт 2 части 2 статьи 7 данного федерального закона сохранить в действующей редакции с целью предоставления концеденту возможности определения концессионной платы в виде доли доходов, получаемых концессионером при реализации концессионного соглашения.
8. Отсутствие концессионной платы в случае использования концессионером ранее созданных объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно быть возможным только при реализации товаров и услуг концессионера по регулируемым ценам, тарифам и надбавкам, при реализации низкодоходных социальнозначимых проектов, и в случаях, когда установление такой платы может повлечь дополнительные расходы из бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. При установлении минимального размера концессионной платы целесообразно также предусмотреть возможность ее установления в размере, обеспечивающем возмещение расходов концедента на организацию и проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения.
9. Изменения, вносимые в часть 3 статьи 13 Федерального закона "О концессионных соглашениях", не носят нормативного характера, поскольку в данном федеральном законе не предусмотрены случаи, при наступлении которых существенные условия концессионного соглашения могут быть изменены.
10. Подпункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О концессионных соглашениях" не нуждается в корректировке, поскольку понятие "распоряжение объектом концессионного соглашения" подразумевает возможность передачи объекта в пользование третьим лицам. В то же время данным федеральным законом установлена возможность привлекать для исполнения концессионного соглашения других лиц, а также запрет на передачу в залог и отчуждение объекта концессионного соглашения.
11. Полномочия конкурсной комиссии по проверке достоверности сведений, предоставляемых участниками конкурса, необходимо изложить в диспозитивном виде, а также ограничить данную возможность только случаями, при которых имеются достаточные основания для сомнения в полноте, реализуемости и достоверности предоставленных данных.
12. Изменения, вносимые в пункт 1 части 3 статьи 26 Федерального закона "О концессионных соглашениях", необходимо сформулировать в следующем виде: "наименование, почтовый адрес, место нахождение, банковские реквизиты, телефоны концедента, адрес официального сайта в сети "Интернет", данные ответственных лиц и иная подобная информация, определяемая концедентом".
13. Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Данные изменения частично дублируют положения Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вместе с тем отсутствие данных изменений не может являться препятствием для реализации Федерального закона "О концессионных соглашениях". В связи с этим статью 2 законопроекта необходимо исключить из законопроекта.
14. Практика применения Федерального закона "О концессионных соглашениях" показала необходимость его совершенствования в части ряда вопросов, не нашедших своего отражения в рассматриваемом законопроекте. Так, в пункте 1 части 1 статьи 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях" необходимо предусмотреть создание пунктов взимания платы не только с владельцев грузовых автотранспортных средств, но и со всех владельцев автотранспортных средств, поскольку указанная плата будет взиматься при эксплуатации платных дорог, построенных по концессионным соглашениям. В части 2 статьи 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях" необходимо в качестве дополнительных условий соглашения указать возможность разработки концессионером проектной документации на строящийся или реконструируемый объект соглашения.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона при условии учета изложенных замечаний.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 31 октября 2007 г. N 4531п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 391871-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях", внесенный депутатом Государственной Думы Ю.Г. Медведевым"
Текст письма официально опубликован не был