Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части уточнения сроков выполнения действий, необходимых для регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания)", (вносимому депутатом Государственной Думы И.К. Чернышенко)
Представленный законопроект разработан в целях единообразного толкования норм статей 14, 16 и 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и в связи с необходимостью установления более точного временного периода, требуемого для выполнения законно находящимися на территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также принимающей их стороной обязанностей по постановке указанных иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет.
Нормы обозначенных - (также как и других) - статей Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в его редакции, действующей с 15 января 2007 г., не устанавливают, в течение какого времени постоянно или временно проживающие в нашей стране иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны зарегистрироваться по месту жительства в Российской Федерации, а также не вполне четко определяют, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства и принимающая их сторона должны предпринять необходимые меры для постановки указанных иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет по месту пребывания. (При этом, действующие нормы названного Федерального закона обязывают учитывать по месту пребывания постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства по истечении семи рабочих дней, а временно проживающих иностранного гражданина или лицо без гражданства - по истечении трех рабочих дней со дня их прибытия в место пребывания, - т.е. конкретный срок постановки на учет по месту пребывания в данных случаях, фактически, не устанавливается).
При таких обстоятельствах обозначенные нормы Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не только не предоставляют ясных и четких указаний относительно сроков постановки на миграционный учет, но и не дают возможности определить, по истечении какого времени может наступить предусмотренная статьями 18.8 и 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность иностранного гражданина или лица без гражданства либо принимающей их стороны за нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Представленный проект федерального закона, - которым в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предлагается внести соответствующие изменения, - направлен на устранение отмеченных текстовых неточностей в нормах указанного законодательного акта и предусматривает четкую фиксацию момента времени для регистрации как постоянно проживающих, так и временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их жительства в нашей стране в различных ситуациях: в течение 7 дней со дня получения постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства вида на жительство в Российской Федерации или их прибытия к месту жительства либо в течение 7 дней со дня получения временно проживающими в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства разрешения на временное проживание в России или приобретения ими права пользования жилым помещением на территории какого-либо субъекта Российской Федерации. Кроме того, предложенные в законопроекте новации позволят более четко определить временной период для выполнения иностранными гражданами и лицами без гражданства или принимающей их стороной соответствующих действий, направленных на осуществление постановки на учет по месту пребывания в Российской Федерации: постоянно проживающими в нашей стране иностранными гражданами и лицами без гражданства - в течение 7 дней со дня их прибытия в место пребывания, а временно проживающими и временно пребывающими в России иностранными гражданами и лицами без гражданства - в течение 3 дней со дня их прибытия в место пребывания).
Изменения, инициируемые ко внесению в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", касаются срока регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства, обладающих правом на постоянное либо временное проживание в нашей стране, по месту их жительства, и в этом плане данные новые положения сходны с нормами, применяемыми при регистрации в Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания в отношении граждан России.
Представленный проект федерального закона является альтернативным законопроекту N 405924-4 "О внесении изменений в статьи 14 и 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", также внесенному депутатом Государственной Думы И.К. Чернышенко. При этом автор нового вносимого проекта федерального закона хотел бы подчеркнуть, что оба указанных законопроекта направлены на достижение одной цели - четкой законодательной фиксации сроков, в течение которых иностранным гражданином или лицом без гражданства либо принимающей их стороной должны быть предприняты необходимые действия по постановке данных иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет. Однако в представленном проекте федерального закона - по сравнению с ранее внесенным законопроектом N 405924-4 - достижение указанной цели предлагается обеспечить за счет несколько иного (и в том числе, более подробного в юридико-техническом отношении) изложения соответствующих новых норм, инициируемых ко внесению в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Таким образом изменения, предложенные в представленном проекте федерального закона, направлены на устранение вышеотмеченных пробелов и неточностей в действующих нормах Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", и в смысловом и в содержательном отношении - по сравнению с ранее внесенным законопроектом N 405924-4 - позволят осуществить указанные необходимые изменения в более обстоятельном, корректном и точном виде.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части уточнения сроков выполнения действий, необходимых для регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания)", (вносимому депутатом Государственной Думы И.К. Чернышенко)
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части уточнения сроков выполнения действий, необходимых для регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания)" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В связи с этим, на указанный законопроект не требуется получение соответствующего заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части уточнения сроков выполнения действий, необходимых для регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания)", (вносимого депутатом Государственной Думы И.К. Чернышенко)
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части уточнения сроков выполнения действий, необходимых для регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания)" потребует внесения изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9, - в части дополнения Главы II указанных Правил новым пунктом, устанавливающим срок, в течение которого постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства обязаны обратиться с заявлением о регистрации по месту жительства, а также посредством дополнения и некоторой корректировки положений, содержащихся в абзацах втором и третьем пункта 20 (в Главе III) названных Правил, где должен быть более четко определен период времени, в течение которого находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства либо принимающая их сторона обязаны предпринять необходимые действия для постановки указанных иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.