Заключение
Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ Четвертого созыва
от 6 ноября 2007 г. N 3.1-126/29
на проект федерального закона N 458370-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части уточнения сроков выполнения действий, необходимых для регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания)", внесенный депутатом Государственной Думы И.К. Чернышенко
В Комитете Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 458370-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части уточнения сроков, необходимых для регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания)", внесенный депутатом Государственной Думы И.К. Чернышенко.
В соответствии с данным законопроектом предлагается внести изменения в несколько статей Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (статьи 14, 16 и 20), которыми уточняется период времени, в течение которого прибывшие в нашу страну иностранные граждане или лица без гражданства либо принимающая их сторона обязаны предпринять необходимые действия по постановке указанных иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет в Российской Федерации по месту их жительства или по месту пребывания.
Законопроектом предлагается установить сроки постановки на миграционный учет для отдельных категорий постоянно и временно проживающих в России иностранных граждан и лиц без гражданства, а также для временно пребывающих в нашей стране иностранных граждан и апатридов.
Так, нормами законопроекта предусматривается, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие правом пользования жилым помещением, должны обращаться в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое они указали в качестве своего места жительства, с заявлениями об их регистрации по месту жительства в течение 7 рабочих дней с даты получения вида на жительство или с даты прибытия к новому месту жительства, а не обладающие правом пользования жилым помещением - в течение 7 дней с даты приобретения ими такого права.
В отношении временно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства законопроектом устанавливается также 7-дневный срок для их обращения в орган миграционного учета с заявлениями о регистрации по месту жительства, однако начало отсчета данного срока устанавливается с различных дат для различных категорий временно проживающих в России иностранных граждан и лиц без гражданства: для обладающих правом пользования жилым помещением на территории субъекта РФ, в котором им разрешено временное проживание, - с даты получения разрешения на временное проживание; для не обладающих правом пользования жилым помещением, но приобретшим такое право в пределах субъекта РФ, где им разрешено временное проживание, - с даты приобретения такого права; и, наконец, для не обладающих правом пользования жилым помещением, но приобретшим данное право вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание (и имеющим право на изменение места проживания), - с даты прибытия к новому месту жительства.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что в случае прибытия в место пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, необходимые действия по их постановке на миграционный учет по месту пребывания должны быть предприняты ими самими или принимающей их стороной в общем случае в течение семи рабочих дней со дня их прибытия в указанное место пребывания, а в отношении временно проживающих или временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства такие действия должны быть совершены в течение трех рабочих дней со дня их прибытия в данное место пребывания.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый законопроект N 458370-4 является альтернативным проекту федерального закона N 405924-4 "О внесении изменений в статьи 14 и 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", который внесен также депутатом Государственной Думы И.К. Чернышенко и хотя является менее детализированным, чем рассматриваемый законопроект, но также посвящен уточнению сроков постановки на миграционный учет находящихся в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства.
Представленный законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, общей концепции и отдельным статьям Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам, действующим на территории Российской Федерации, и вместе с тем, не имеет каких-либо смысловых неточностей и внутренних логических противоречий.
Изменения, предлагаемые законопроектом ко внесению в статьи 14, 16 и 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", являются своевременными, актуальными и обоснованными, поскольку действующие с 15 января с.г. нормы указанных и других статей данного Федерального закона не устанавливают, в течение какого времени иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны зарегистрироваться по месту жительства в Российской Федерации. Кроме того, согласно действующей редакции статьи 20 названного Федерального закона обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства встать на учет по месту пребывания в Российской Федерации возникает: у постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства - по истечении семи рабочих дней, а у временно проживающих иностранного гражданина или лица без гражданства - по истечении трех рабочих дней со дня их прибытия в указанное место пребывания. Поэтому, - несмотря на то, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации были приняты Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9), - в указанных Правилах (в Главе II) срок, в течение которого постоянно и временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства обязаны обращаться с заявлениями о регистрации по месту жительства, также не установлен, а согласно нормам названных Правил, содержащих указание на период времени, в течение которого иностранные граждане и лица без гражданства подлежат постановке на учет по месту пребывания в Российской Федерации, (изложенным в абзацах втором и третьем пункта 20 Главы III), точное определение такого периода времени также отсутствует.
При таких обстоятельствах совершенно очевидно, что действующие редакции норм статей 14 и 20 (и других статей) Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также положений, имеющихся в названных Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, не позволяют установить конкретный момент времени, когда обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства (либо обязанность принимающей их стороны) предпринять необходимые действия по постановке данных иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет должна быть ими исполнена.
Кроме того, - помимо общей неопределенности содержания указанных правовых норм Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и посвященных этим же вопросам соответствующих положений Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, - действующие редакции обозначенных статей названных нормативных правовых актов, в частности, не позволяют обоснованно и на правомерной основе применять нормы об административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и принимающей их стороны за нарушение отдельных правил (в том числе и сроков) миграционного учета, предусмотренные частью 1 статьи 18.8 и частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенных обстоятельств, принятие представленного проекта федерального закона позволит устранить отмеченные пробелы и недостатки Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и будет способствовать более правильному и обоснованному применению как этого законодательного акта, так и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что из двух вышепоименованных альтернативных проектов федеральных законов - N 458370-4 и N 405924-4 - предпочтение следует отдать именно рассматриваемому законопроекту N 458370-4, поскольку он является более содержательным и не имеет редакционных неточностей и внутренних логических противоречий, которые были отмечены Комитетом в отношении альтернативного законопроекта N 405924-4.
В связи с изложенным, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает проект федерального закона N 458370-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части уточнения сроков, необходимых для регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания)", внесенный депутатом Государственной Думы И.К. Чернышенко, и рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству 6 ноября 2007 года.
Председатель |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.