Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям от 6 ноября 2007 г. к N 115, п. 1
по проекту федерального закона N 475885-4 "Об обеспечении единства измерений" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 475885-4 "Об обеспечении единства измерений" - (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям отмечает следующее.
Обеспечение единства измерений является важнейшим условием социально-экономического развития страны, обеспечения обороны и безопасности страны, защиты прав потребителей. Задачи инновационного развития, увеличения доли высокотехнологической конкурентоспособной продукции, развития нанотехнологий невозможны без развитого метрологического обеспечения, основанного на установленных правилах обеспечения единства измерений, государственной эталонной базе и государственном метрологическом надзоре.
В настоящее время отношения в области обеспечения единства измерений регулируются Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон). Этот Закон принят в начальный период рыночных реформ, до вступления в силу действующей ныне Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и вошел в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации, определяющим структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти, нормами гражданского и иного законодательства Российской Федерации, регулирующими торговый оборот.
Законопроект направлен на гармонизацию правил обеспечения единства измерений с действующим законодательством Российской Федерации, учитывает изменения в структуре собственности в экономической сфере, обеспечивает необходимые условия для осуществления государственного контроля и оценке соответствия продукции установленным требованиям, создает основу для правильной торговли на внутреннем и международном рынках, способствует повышению доверия между участниками рынка товаров и услуг.
В числе новаций законопроекта следует отметить сужение сферы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, в том числе:
установление требований государственного регулирования обеспечения точности измерений только к ограниченному, установленному законом перечню видов деятельности и работ. Это отвечает принципам нового подхода в области метрологии Европейского Союза, нашедшим отражении в Директиве 2004.22 ЕС на измерительные приборы, принятой 31 марта 2004 года;
отмена лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений;
привлечение аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к работам по проведению испытаний средств измерений и стандартных образцов в целях утверждения их типа, поверки некоторых категорий средств измерений, аттестации методик и методов измерений;
установление принципов аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения единства измерений.
С другой стороны расширена сфера государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, распространенная на "проведение официальных спортивных соревнований, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса", в то время как по действующему Закону в эту сферу входила только регистрация национальных и международных рекордов. Такое изменение отражает возросшую коммерциализацию спорта высших достижений, требования обеспечения антидопингового контроля.
В законопроекте предусматривается создание Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений, в котором будет храниться информация о государственных эталонах единиц величин, а также об утвержденных типах средств измерений и стандартных образцов, сведения о результатах поверки средств измерения. Законопроектом предусматриваются гарантии предоставления заинтересованным лицам информации, содержащейся в Федеральном информационном фонде в области обеспечения единства измерений. Это поможет, в частности, избежать введения в заблуждение потребителей различного рода информации, основанной на измерениях, уменьшить предпринимательские риски при принятии инвестиционных решений.
В законопроекте устанавливаются требования к техническим устройствам и системам с измерительными функциями, применяемым в сфере государственного регулирования. Такие системы, в частности, широко применяются в узлах учета при производстве крупнообъемной продукции, для которой минимальные погрешности измерения имеют серьезные экономические последствия (производство спирта и спиртоводочной продукции, добыча и транспортировка нефти и природного газа и другой продукции).
По законопроекту имеются замечания.
По мнению Комитета, сфера государственного регулирования обеспечения единства изменений (часть 3 статьи 1) нуждается в уточнении. В частности, представляется необходимым дополнить ее "осуществлением деятельности по получению геологической информации". Это обосновывается тем, что геологическая информация о количественных и качественных характеристиках запасов полезных ископаемых месторождений служит основой для принятия инвестиционных решений, и недостоверные данные, вызванные неточными измерениями, порождают масштабные риски для инвесторов. Кроме того, ошибочная геологическая информация, лежащая в основе государственного баланса запасов полезных ископаемых, наносит ущерб национальной безопасности.
Законопроект недостаточно согласован с Федеральным законом "О техническом регулировании", который (ст. 6) предусматривает в качестве целей принятия технических регламентов "обеспечение единства измерений". Однако в настоящем законопроекте (часть 4 статьи 16) о технических регламентах говорится только в связи с установлением в регламентах обязательных требований при расфасовке товаров (к допустимым отклонениям фактической массы товара от указанной на этикетке).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "части 4 статьи 15"
Положения законопроекта, касающиеся аттестации методик выполнения измерений статья 5) не соответствуют Федеральному закону "О техническом регулировании", в частности статье 7 п. 11, где указывается, что "Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждаются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия".
Законопроект справедливо устанавливает различия в дефинициях метода измерений и методики измерений, как конкретной реализации более общего метода, что направлено на устранение распространенной путаницы этих понятий. Однако, если ранее в Законе была регламентирована только процедура аттестации методик выполнения измерений, то в представленном законопроекте (ст. 11) предлагается также проводить аттестацию методов измерений, что вряд ли можно признать технически возможным, так как метод измерения, согласно приведенному в законопроекте определению, представляет собой "логическую последовательность операций, описанную в общем виде, используемую при выполнении измерений", и определить метрологические характеристики метода измерений без его конкретного аппаратурного и инструментального исполнения невозможно. Например, хорошо известно, что погрешность классического весового (гравиметрического) метода анализа зависит от характеристик используемых аналитических весов.
Проектом вводится понятие государственного регионального центра метрологии, которое определяется как специализированное федеральное государственное учреждение в области регионального обеспечения единства измерений.
Часть 1 статьи 6 не соответствует целям данного законопроекта, поскольку предусматривает выражение характеристик и параметров продукции, поставляемой на экспорт, в единицах величин, предусмотренных договором с заказчиком, однако в таком случае может быть нарушено единство измерений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "часть 2 статьи 6"
В целом, с учетом сделанных замечаний Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям поддерживает принятие указанного законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.