Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по по экономической политике, предпринимательству и туризму от 1 ноября 2007 г. N вн3.8-16/1309
на проект федерального закона N 475885-4 "Об обеспечении единства измерений"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект федерального закона N 475885-4 "Об обеспечении единства измерений" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В настоящее время отношения в области обеспечения единства измерений регулируются Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений". По мнению Комитета, необходимость в новой редакции указанного закона, предусматривающей пересмотр целого ряда организационно-правовых форм осуществления деятельности по обеспечению единства измерений и приведение их в соответствие с международными документами и требованиями, является вполне оправданной и связана с существенными за прошедшие годы изменениями социально-экономических условий развития Российской Федерации, в том числе ростом интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
Основными целями законопроекта являются защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; обеспечение потребности государства и общества в получении объективных и достоверных результатов измерений, обеспечение обороны и безопасности государства, а также содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-технического прогресса.
Предметом регулирования законопроекта являются отношения, возникающие при проведении измерений, установлении и исполнении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, применении средств измерений, стандартных образцов, методик и методов измерений, а также при осуществлении иной деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Основными новациями законопроекта являются:
- сужение сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений посредством конкретизации видов деятельности и работ, при которых проводятся измерения и которые попадают в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений;
- распространение государственного регулирования только на те виды измерений, к которым установлены требования;
- выведение из сферы государственного регулирования процессов производства как самих средств измерений, так и процессов производства других видов продукции;
- выведение из сферы государственного регулирования игровых автоматов и других технических устройств с измерительными функциями, которые не относятся непосредственно к средствам измерений;
- устранение избыточного государственного регулирования путем упразднения лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений;
- передача полномочий по поверке средств измерений в целях утверждения их типа и аттестация методик (методов) проведения измерений на рынок - аккредитованным организациям (в сфере государственных услуг по поверке останется ограниченный круг средств измерений, недостоверность показаний которых может оказать негативное влияние на безопасность государства и граждан. Перечень данных средств измерений будет утверждаться Правительством Российской Федерации);
- сокращение области применения аттестованных методик измерений посредством выведения из нее прямых измерений (тем самым устраняются излишние административные барьеры для предпринимателей, связанные с приобретением аттестованных методик измерений и государственным надзором за их применением);
- упразднение аттестации поверителей;
- создание Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений и гарантирование доступа всем заинтересованным лицам к информации, содержащейся в данном фонде.
Комитет считает, что реализация законопроекта позволит:
- устранить пробелы в действующем российском законодательстве в части правового регулирования проведения метрологической экспертизы и стандартных образцов, проведения обязательных международных сличений государственных первичных эталонов;
- устранить избыточное государственное регулирование в области обеспечения единства измерений;
- совершенствовать инфраструктуру обеспечения единства измерений, эталонную базу Российской Федерации;
- создать систему аккредитации в области обеспечения единства измерений, соответствующую современным направлениям социально-экономического развития страны и международным подходам к аккредитации;
- создать основанный на конкуренции рынок работ и услуг в области обеспечения единства измерений;
- обеспечить открытость и доступность информации в области обеспечения единства измерений для всех заинтересованных лиц;
- гармонизировать нормативную правовую базу в области обеспечения единства измерений с международным законодательством в этой области;
- создать условия для признания на международном уровне национальных эталонов и результатов измерений.
Реализация законопроекта потребует дополнительных расходов за счет федерального бюджета в размере 124,64 млн. рублей, в том числе:
- на проведение сличений государственных первичных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин зарубежных стран в размере 78,0 млн. рублей;
- на создание и ведение Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений, содержащего нормативные правовые акты Российской Федерации и другие документы, в размере 13,14 млн. рублей;
- на оплату проведения работ экспертов по аккредитации в области метрологии в размере 33,50 млн. руб.
В то же время, Комитет полагает, что указанные затраты федерального бюджета будут компенсированы позитивными социально-экономическими последствиями принятия законопроекта
Поддерживая концепцию проекта федерального закона Комитет высказывает ряд замечаний, которые носят уточняющий характер и могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Так, в части 2 статье 5 законопроекта ("Требования к измерениям") следует уточнить, какие федеральные органы исполнительной власти разрабатывают "обязательные метрологические требования к измерениям". По мнению Комитета, данную часть необходимо дополнить абзацем 2 следующего содержания: "Обязательные метрологические требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, разрабатывают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативное правовое регулирование в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона".
В абзаце 2 статье 16 законопроекта ("Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный метрологический надзор") необходимо зафиксировать принцип недопустимости возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного надзора за соблюдением одних и тех же требований. Данную статью необходимо дополнить абзацем 3 следующего содержания: "При распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный метрологический надзор, одновременное возложение одних и тех же полномочий на два и более органа за соблюдением одних и тех же требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допускается" (аналогичная норма имеется в статье 5 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
В части 2 статьи 19 законопроекта ("Аккредитация в области метрологии") следует уточнить абзац 3, в котором устанавливается принцип "независимости органов, осуществляющих аккредитацию". Данный абзац необходимо изложить в следующей редакции (по аналогии со статьей 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"): "независимости органов, осуществляющих аккредитацию от изготовителей, продавцов и приобретателей эталонов единиц величин, средств измерений и стандартных образцов, а также недопустимости совмещения одним органом деятельности по аккредитации и по обеспечению единства измерений".
В части 1 статьи 22 законопроекта ("Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти") следует уточнить, какие федеральные органы исполнительной власти создают метрологические службы. Данную часть необходимо изложить в следующей редакции: "Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают в установленном порядке метрологические службы для организации выполнения работ и (или) оказания услуг по обеспечению единства измерений".
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 475885-4 "Об обеспечении единства измерений" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.