Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва на проекты федеральных законов N 408743-4 "О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе", внесенный Советом народных депутатов Камчатской области, и N 450815-4 "О создании и упразднении судов общей юрисдикции в связи с образованием Камчатского края",
внесенный Думой Корякского автономного округа
(утв. на заседании Комитета 4 октября 2007 г.)
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленные законодательные инициативы, отмечает следующее.
Принятие указанных законопроектов связано с образованием нового субъекта Российской Федерации - Камчатского края в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. В статье 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" установлен порядок функционирования судов и осуществления правосудия на территории Камчатского края в переходный период.
Законопроектами предлагается упразднить суды Камчатской области и Корякского автономного округа с одновременной передачей их полномочий в создаваемые Камчатский краевой суд и районные суды Камчатского края, юрисдикция которых распространяется на территории юрисдикции упраздняемых судов.
Проектами федеральных законов предусматривается порядок назначения председателя, заместителей председателя, судей Камчатского краевого суда и судей районных судов Камчатского края. По мнению Комитета, предлагаемый порядок является излишним, поскольку он установлен в статье 14 Федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа".
Вместе с тем, законопроекты имеют отличие. В частности, статьей 2 законопроекта, внесенного Думой Корякского автономного округа, предусматривается создание на территории с особым статусом - Корякский округ постоянно действующей сессии Камчатского краевого суда. Указанное положение противоречит законодательству Российской Федерации о судоустройстве, которое не предусматривает в составе краевого суда такой структуры, как постоянная сессия в административно-территориальной единице с особым статусом. Согласно статье 30 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" краевой суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.
По законопроектам имеются некоторые замечания, связанные со сложившейся практикой законодательного регулирования вопросов создания и упразднения судов общей юрисдикции. Отмеченные замечания возможно устранить при подготовке рекомендуемого законопроекта ко второму чтению.
Комитет отмечает, что данные законопроекты являются альтернативными и подлежат рассмотрению по предусмотренной для таких законопроектов процедуре.
На основании вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 408743-4 "О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе", внесенный Советом народных депутатов Камчатской области, принять в первом чтении, а проект федерального закона N 450815-4 "О создании и упразднении судов общей юрисдикции в связи с образованием Камчатского края", внесенный Думой Корякского автономного округа, отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 4 октября 2007 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.