Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 20 сентября 2007 г. N вн 2.2-1/3586
"По проекту федерального закона N 450815-4 "О создании и упразднении судов общей юрисдикции в связи с образованием Камчатского края"
внесенному Думой Корякского автономного округа
(первое чтение)"
По проекту названного федерального закона имеются следующие замечания.
1. Структура законопроекта нуждается в доработке. В частности, преамбулу из законопроекта следует исключить.
2. Статью 1 законопроекта, где речь идет о создании Камчатского краевого суда, следует откорректировать с учетом имеющегося опыта правового регулирования вопросов реорганизации федеральных судов при образовании нового субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 4 ноября 2006 года N 187-ФЗ "О преобразовании судов общей юрисдикции Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в связи с образованием Пермского края").
Необходимо также учесть, что предусмотренное частью 5 статьи 1 законопроекта положение, в котором говорится об установлении численности заместителей председателя и судей Камчатского краевого суда, не имеет непосредственной связи с образованием нового субъекта Российской Федерации и не должно, по нашему мнению, являться предметом регулирования данного законопроекта.
Аналогичное замечание касается и части 6 статьи 4 законопроекта, предполагающей урегулировать порядок установления численности судей районных судов Камчатского края.
3. В статье 2 законопроекта предусматривается создание на территории с особым статусом - Корякский округ постоянно действующей сессии Камчатского краевого суда.
Указанное положение противоречит законодательству Российской Федерации о судоустройстве, которое не предусматривает в составе краевого суда такой структуры как постоянная сессия в административно-территориальной единице с особым статусом.
Согласно статье 30 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" краевой суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. Кроме того, остаются неясными полномочия, порядок образования и деятельности указанной постоянной сессии.
4. Следует иметь в виду, что содержание законопроекта должно базироваться на положениях статьи 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" и вместе с тем по возможности не дублировать этих положений. С этой точки зрения предлагаемое в статьях 3 и 5 законопроекта регулирование порядка назначения председателя, заместителей председателя и судей Камчатского краевого суда и районных судов Камчатского края, по нашему мнению, не вызывается необходимостью, поскольку данный порядок уже установлен вышеупомянутым Федеральным конституционным законом (части 5 и 6 статьи 14).
5. Содержание статьи 4 законопроекта следует откорректировать с учетом сложившейся практики законодательного регулирования вопросов создания и упразднения судов общей юрисдикции.
Законопроект нуждается в редакционной и юридико-технической доработке. В частности, с учетом сложившейся практики законодательного регулирования вопросов преобразования федеральных судов и высказанных замечаний представляется целесообразным упростить структуру законопроекта, заменив ряд статей (статьи 4, 6) пунктами статьи 1.
Обращаем внимание, что на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 408743-4 "О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе", внесенный Советом народных депутатов Камчатской области.
Заместитель начальника управления |
Г.П. Гагарин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.