Заключение Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам
от 6 ноября 2007 г. к N вн 3.24-13/985
на проект федерального закона N 472902-4 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", внесенный Правительством Российской Федерации (в части изменения перечня операций, подлежащих обязательному контролю)
Рассмотрев проект федерального закона N 472902-4 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон), исключив из него исчерпывающий перечень конкретных операций с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю. Предлагаемое законопроектом изменение приведет к тому, что любая операция с денежными средствами в наличной форме, в независимости от ее содержания и правовых оснований, будет подлежать обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.
При подготовке законопроекта ко внесению в Государственную Думу на заседании Правительства Российской Федерации были представлены аналитические материалы, в соответствии с которыми приведены примеры мировой практики установления лимита суммы совершения сделки, превышение которой, устанавливает обязательность направления информации о ней в уполномоченный орган. В частности, в данных материалах говорится, что третья директива Европейского союза о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег от 20 сентября 2005 года предусматривает возложение соответствующих обязанностей не только на финансовые учреждения, но и на все иные физические и юридические лица, занимающиеся куплей-продажей товаров, если платеж осуществляется в наличной форме на сумму более 15 тысяч евро.
Вместе с тем, используемое в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 Закона понятие "операция с денежными средствами в наличной форме" по своему смыслу является более широким чем, например, платеж связанный с куплей-продажей товаров, осуществляемый в наличной форме. Исключение из действующей редакции подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона уточняющего перечня операций с денежными средствами в наличной форме приведет к включению в перечень подконтрольных операций большого количества операций с денежными средствами в наличной форме, в т.ч. таких как уплата обязательных платежей, налогов и сборов, передача денежных средств в доверительное управление, размещение во вклад (на депозит) и др. Так, например, в случае принятия законопроекта под его действие подпадет уплата таможенных платежей, вносимая в кассу таможенного органа.
Неясным остается вопрос с перечнем организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, так как статья 5 Закона содержит закрытый перечень таких организаций, а предложенное изменение требует включение в него всех организаций, осуществляющих операции с денежными средствами в наличной форме.
Кроме того, принятие предложенного изменения потребует дополнительного согласования с другими подпунктами 1 пункта 1 статьи 6 Закона. Так например, подпункт 3 пункта 1 статьи 6 Закона перечисляет операции по банковским счетам (вкладам), а именно:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктами 1 пункта 1 статьи 6" имеется ввиду "подпунктами пункта 1 статьи 6"
- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме.
В случае принятия предложенного изменения обязательному контролю будут подлежать не только указанные операции по банковским счетам (вкладам), но и все операции по банковским счетам (вкладам) с денежными средствами в наличной форме, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.
Таким образом, принятие предложенного изменения потребует дополнительного уточнения понятия "операция с денежными средствами в наличной форме", так как данное понятие включают в себя не только использование денежных средств в наличной форме в качестве средства платежа, но и множество других операций, не связанных с хозяйственной деятельностью или переходом права собственности на денежные средства.
Кроме того, реализация федерального закона вызовет значительное увеличение информации, направляемой в Росфинмониторинг, а также затрат хозяйствующих субъектов, связанных с направлением, документальным фиксированием и обеспечением конфиденциальности информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ осуществления внутреннего контроля.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует его к принятию в первом чтении, при условии устранения указанных замечаний в ходе работы над законопроектом во втором чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.