Заключение
Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 4 октября 2007 г. N 132/2
на проект федерального закона N 446555-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности"
Комитет Государственной Думы по безопасности рассмотрел представленный проект федерального закона N 446555-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности", внесенный членами Совета Федерации В.А. Озеровым, Ю.Н. Солониным и депутатом Государственной Думы Б.Л. Резником.
Законопроект разработан в целях уточнения компетенции органов местного самоуправления в сфере пожарной безопасности, поскольку в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14 и 16), обеспечение первичных мер пожарной безопасности отнесено к вопросам местного значения поселения и городского округа.
В законопроекте предлагается внести изменения в статьи 1, 11.1 и 13 Федерального закона "О пожарной безопасности", а именно:
в статье 1 федерального закона исключить из понятия первичные меры "пожарной безопасности" слова "являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения";
изложить в новой редакции статью 11.1 федерального закона, установив, что целью создания муниципальной пожарной охраны является обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования;
в статье 13 федерального закона предлагается исключить положения, касающиеся участия добровольных пожарных на добровольной основе в деятельности по тушению пожаров.
Комитет считает, что предлагаемые законопроектом изменения противоречат статьям 3, 4, 5, 19 и 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" поскольку:
исключение слов "являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения" из статьи 1 федерального закона приведет к подмене понятия "первичные меры пожарной безопасности" понятием "профилактика пожаров";
изъятие из компетенции добровольных пожарных права участвовать на добровольной основе в деятельности по тушению пожаров приведет исключению граждан из системы обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности отнесены вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Первичные меры пожарной безопасности включают реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Статьей 3 федерального закона к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности отнесены органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4 федерального закона основными задачами всех видов пожарной охраны (государственная противопожарная служба, муниципальная, ведомственная, добровольная, частная) являются организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, организация и осуществление тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ.
Что же касается новой редакции статьи 11.1, считаем, что ограничение понятия "муниципальная пожарная охрана" функциями обеспечения первичных мер пожарной безопасности сужает само понятие "пожарная охрана", как совокупности созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Считаем нецелесообразным внесение изменений и в статью 13 Федерального закона "О пожарной безопасности", поскольку указанной статьей предусмотрено, что добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. К обязанностям граждан в области пожарной безопасности статьей 34 указанного федерального закона отнесены, в том числе и обязанности до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров.
По законопроекту имеется юридико-техническое замечание: статью 2 законопроекта необходимо исключить, поскольку в статье 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" определен порядок вступления в силу федеральных законов одновременно на всей территории Российской Федерации.
На законопроект поступили отзывы из 50 субъектов Российской Федерации - 18 из них, поддерживают принятие законопроекта.
Правительство Российской Федерации и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации законопроект не поддерживают.
Законопроект не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект и проект постановления Государственной Думы имеется.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по безопасности считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Л. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.