Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 28 января 2005 г. N Пр-121 и Правительства Российской Федерации от 18 марта 2005 г. N МФ-П4-1175.
Целью законопроекта является повышение эффективности борьбы с незаконным оборотом аналогов наркотических средств и психотропных веществ, а также инструментов и оборудования, используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ (далее - инструменты и оборудование).
Внесение предлагаемых изменений обосновано высокой степенью общественной опасности контрабанды аналогов наркотических средств и психотропных веществ, а также инструментов и оборудования, которая в настоящее время квалифицируется как контрабанда обычных товаров.
Необходимость дополнения части второй статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России) такими предметами преступного посягательства, как инструменты и оборудование обоснована следующим.
Требования о контроле за оборотом указанных инструментов и оборудования и об ответственности за их незаконный оборот закреплены в Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (далее - Конвенция 1988 года), согласно статье 3 которой каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться, с тем чтобы признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству изготовление, транспортировку или распространение оборудования и материалов, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
В соответствии со статьей 13 Конвенции 1988 года Стороны принимают такие меры, которые они считают необходимыми, в целях предотвращения торговли материалами и оборудованием и их утечки для незаконного производства или изготовления наркотических средств и психотропных веществ, и с этой целью сотрудничают друг с другом.
Законодательное закрепление контроля за легальным оборотом инструментов и оборудования, а также основ противодействия их нелегальному обороту нашли отражение в статьях 8, 17, 29, 47 и 49 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
Учитывая повышенную степень общественной опасности, связанной с возможным использованием инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, в противоправных целях, статьей 228.2 УК России установлена уголовная ответственность за нарушение правил оборота данных инструментов и оборудования.
На основании указанных статей Федерального закона N 3-ФЗ и в целях установления перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2001 г. N 221 "Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ" утвержден перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, Правительством Российской Федерации принято постановление от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным".
Таким образом, оборот инструментов и оборудования на территории Российской Федерации находится под жестким государственным контролем и за нарушение правил такого оборота установлена уголовная ответственность.
Вместе с тем ответственность за контрабанду указанных инструментов и оборудования как таковых отсутствует.
Нормативное правовое определение понятия "аналоги наркотических средств и психотропных веществ" установлено в статье 1 Федерального закона N 3-ФЗ.
Согласно абзацу пятому статьи 1 указанного Федерального закона аналоги наркотических средств и психотропных веществ - это запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона N 3-ФЗ оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации запрещен.
В настоящее время ответственность за внутрироссийский незаконный оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена статьями 228 и 228.1 УК России.
С целью максимально полной реализации указанного запрета предлагается включить аналоги наркотических средств и психотропных веществ в перечень предметов преступления, предусмотренного частью 2 статьи 188 УК России.
Внесение указанных изменений влечет за собой необходимость внесения изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части наделения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ полномочиями по расследованию преступлений, связанных с контрабандой аналогов наркотических средств и психотропных веществ, а также инструментов и оборудования, используемых при производстве и изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.
Указанные изменения закреплены в статье 2 законопроекта.
Выделения средств из бюджета Российской Федерации и внесения изменений и дополнений в ранее изданные законодательные акты в связи с принятием данного закона не потребуется.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.