Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 220824-3
"О северном оленеводстве"
Уточненный текст проекта федерального закона "О северном оленеводстве" подготовлен с учетом замечаний и предложений Правительства Российской Федерации, северных субъектов Российской Федерации и Правового Управления Аппарата Государственной Думы.
Внесение в порядке законодательной инициативы проекта закона связано с тем, что в Российской Федерации отсутствует единый законодательный акт, позволяющий определить правовое поле для регулирования процессов, связанных с северным оленеводством. Подобный закон призван обеспечить устойчивое развитие северного оленеводства как основы традиционного кочевого и полукочевого образа жизни и культуры коренных малочисленных народов и этнических групп, проживающих в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в целях защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.
Россия - не только одно из самых северных государств, но и крупнейшая оленеводческая держава мира. Сейчас в районах Крайнего Севера выпасается около 70 процентов мирового поголовья оленей. Оленеводство не только важная отрасль сельского хозяйства. Оно составляет неотъемлемую часть традиционного образа жизни и культуры коренных малочисленных народов, этнических групп и этнических общностей Севера Российской Федерации.
Предлагаемый проект федерального закона позволит установить правовые, экономические и социальные гарантии развития северного оленеводства. Подобные правовые акты существуют уже в ряде северных субъектов Российской Федерации. Принятие закона на федеральном уровне даст возможность коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России ощутить свою причастность и необходимость государству Российскому, осуществить стремление Российской Федерации к разрешению проблем, связанных с коренными малочисленными народами и продолжить выполнение обязательств, взятых Россией на себя в ходе реализации программы ООН "Международное десятилетие коренных народов мира (1994-2004 г.г.)", принятой во многом именно по инициативе нашего государства.
Кроме этого, что немаловажно, развитие северного оленеводства, а оно не возможно без закрепленного законодательной базой регулирования процессов, происходящих в нем, позволит поднять уровень жизни коренных малочисленных народов Севера. В настоящее время средняя продолжительность жизни у них на 10-12 лет ниже среднероссийской, значительно выше, чем в других регионах смертность среди взрослого и детского населения, что во многом связано именно с очень низким уровнем жизни.
При разработке проекта федерального закона "О северном оленеводстве" учитывался не только международный опыт (в частности Норвегии, где существует подобный правовой акт) и опыт ряда северных субъектов Российской Федерации, где приняты подобные региональные законы. Авторами был учтен опыт работы над подобными законопроектами, вносимыми ранее на рассмотрение палат Федерального Собрания, замечания к ним Президента и Правительства Российской Федерации, а также Правового управления Государственной Думы.
Законопроект, создавая правовые, экономические и социальные условия для стабильного развития северного оленеводства, учитывает все формы хозяйствования и собственности. С учетом уже имеющихся статей, касающихся оленеводства, в ряде Кодексов и федеральных законов, настоящий законопроект логически завершит формирование единого правового поля для эффективного функционирования северного оленеводства, гарантируя права коренных малочисленных народов Севера на занятие им, как основой сохранения традиционного образа жизни и их культуры.
Проект закона определяет основные понятия, применяемые в его тексте.
Принятие федерального закона "О северном оленеводстве" позволит на современном этапе развития Российской Федерации обладателям естественного права осуществлять свои конституционные права и обязанности в рамках федерального законодательства, а также будет способствовать дальнейшему развитию законодательства субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О северном оленеводстве"
Прогнозная оценка стоимости реализации данного законопроекта производилась на основании статистической отчетности и экспертных оценок, представленных в рабочую группу по подготовке проекта федерального закона "О северном оленеводстве" Минсельхозом России, Госкомстатом России и бывшим Госкомсевера России.
Основные бюджетные затраты на реализацию законопроекта связаны с положениями статьи 5:
"ежегодная дотация на продукцию северного оленеводства, реализуемую оленеводами и оленеводческими хозяйствами, в размере, обеспечивающем возмещение средних сложившихся в данном административном районе затрат на производство такой продукции и обеспечение ее рентабельности":
Необходимая сумма для дотирования производства 16 тысяч тонн оленьего мяса в убойном весе при уровне рентабельности 25% составляет 77,6 миллиона рублей.
"формирование охраны оленьих пастбищ от пожаров и техногенного воздействия, охраны оленьих стад от хищников":
Авиационная охрана 49,2 миллиона рублей.
Наземная охрана - 0,8 миллиона рублей.
(Частично эти расходы уже предусмотрены в законе "О федеральном бюджете на 2002 год" в расходах Минприроды России и Минсельхоза России)
"финансирование землеустроительных и других работ, связанных с изучением оленьих пастбищ, оценкой их экологического состояния и воздействия на них хозяйственной и иной деятельности, а также с разработкой землеустроительной документации, необходимой для осуществления охраны и рационального использования оленьих naстбищ":
Потребность средств оценивается по оленеводческой зоне в 204 миллиона рублей.
"возмещение стоимости комбикормов для домашних северных оленей в случае стихийных бедствий (гололеда, наста и других), а также бескормицы":
Потребность средств на компенсацию 50% расходов на приобретение комбикормов для 230 тысяч голов северных оленей в случае стихийного бедствия или бескормицы в течение 100 суток составит 75 миллионов рублей.
"компенсацию затрат оленеводов и оленеводческих хозяйств на обязательное страхование домашних северных оленей";
В случае необходимости компенсации расходов, по страхованию сельхозпроизводителями поголовья оленей от гибели в результате стихийных бедствий, массового заболевания, пожаров, экологических аварий, катастроф и гибели от хищников составит 290 миллионов рублей.
Таким образом, решение проблем, связанных с сохранением и поддержанием северного оленеводства как отрасли и как неотъемлемой части традиционного образа жизни и культуры малочисленных народов Севера Российской Федерации составит:
- ежегодно для дотаций на продукцию и охраны пастбищ (частично ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете) - 127,6 миллиона рублей;
- по землеустроительным и прочим работам по оценке состояния оленьих пастбищ на ближайшие годы 204 миллиона рублей;
- на возмещение стоимости комбикормов и страховые суммы в случае стихийных бедствий до 365 миллионов рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О северном оленеводстве"
Для реализации данного проекта федерального закона "О северном оленеводстве" не потребуется признавать утратившими силу, приостанавливать или вносить изменения и дополнения в действующие федеральные законы.
Депутаты
Государственной Думы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.