г. Москва |
|
15 ноября 2012 г. |
Дело N А40-48064/12-115-290 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "15" ноября 2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей Н.О.Окуловой, В.Я. Голобородько
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2012 по делу N А40-48064/12-115-290, принятое судьей Л.А. Шевелевой по заявлению Открытого акционерного общества "Акционерная Компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" (ОГРН 1027700054140, 193318, г. Санкт-Петербург, ул. Колонтай, д. 14, корп. 1) о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (ОГРН 1047702057765; 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 194) от 06.12.2011 N 52-13-14/2406р в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 58 931 800 руб., внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также возложить на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обязанность осуществить зачет Открытому акционерному обществу "Акционерная Компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 58 931 800 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сокол М.А. по дов. N 228 от 19.04.2012; Приходько А.Н. по дов. N 81 от 22.04.2011
от заинтересованного лица - Кардаков Р.С. по дов. N 63 от 10.10.2012; Гордеева Е.Е. по дов. N 5 от 17.01.2012
УСТАНОВИЛ:
Решением от 31.07.2012 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Открытым акционерным обществом "Акционерная Компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" требования в полном объеме. Признано недействительным Решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 06.12.2011 N 52-13-14/2406р в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 58 931 800 руб., внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Также на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возложена обязанность осуществить зачет Открытому акционерному обществу "Акционерная Компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 58 931 800 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу. Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом "Акционерная Компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит отмене, поскольку не отвечает требованиям пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2011 года (т. 1, л.д. 50-55) Открытого акционерного общества "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт", по результатам которой вынесено Решения N 52-13-14/2406р от 06.12.2011 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Решением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по жалобе N СА-4-9/28610 от 21.02.2012 г. упомянутое решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" (далее - ОАО "АК "Транснефтепродукт", Общество, Заявитель налогоплательщик) представило в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2011 года, в которой предъявлены к вычету ранее исчисленные суммы этого налога по услугам по транспортировке нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов на экспорт, осуществленным в 2004 году, в отношении которых налоговая ставка 0 процентов не была подтверждена в установленный Кодексом срок. Общество, полагая, что имеет право на вычет указанной суммы, внесло исправления в выставленные счета-фактуры в части корректировки ставки НДС с 18 процентов на 0 процентов по услугам транспортировки товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации, и 20.07.2011 представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за апрель - декабрь 2004 года, в которых отражено уменьшение сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг) в размере 58 931 800 рублей, а также отражено уменьшение суммы налоговых вычетов по НДС, предъявленному поставщиками товаров (работ, услуг) и относящемуся к данной реализации, в размере 19 703 798 рублей. При этом Общество указало, что в связи с истечением установленного срока сбора комплекта документов, подтверждающих экспорт товаров, в представленных уточненных налоговых декларациях по НДС по налоговой ставке 0 процентов за период с апреля по декабрь 2004 года отражено начисление НДС в размере 58 931 800 рублей с реализации товаров (работ, услуг), применение ставки НДС 0 процентов по которой не подтверждено, а также увеличены суммы налоговых вычетов по НДС, предъявленному поставщиками товаров (работ, услуг) и относящемуся к данной реализации в размере 19 703 798 рублей. Комплекты документов, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подтверждающие обоснованность применения ставки НДС 0 процентов по реализации на экспорт услуг по транспортировке нефтепродуктов, оказанным ОАО "Сибнефть", представлены Обществом одновременно с налоговой декларацией по НДС за 2 квартал 2011 года в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н; в разделе 4 суммы НДС, ранее исчисленные с неподтвержденного экспорта, а также суммы НДС, ранее принятые к вычету и относящиеся к указанной реализации, отражены в графе 4 в размере 58 931 800 рублей и в графе 5 в размере 19 703 798 рублей.
Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод Инспекции о том, что Обществом пропущен трехлетний срок (пункт 2 статьи 173 Кодекса) для возмещения НДС в сумме 58 931 800 рублей, исчисленной в 2004 году с применением налоговой ставки 18 процентов по операциям реализации услуг по транспортировке нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов на экспорт, оказанных в адрес ОАО "Сибнефть".
В свою очередь суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, реализуя правовые возможности для возврата НДС по ранее неподтвержденному экспорту, Общество путем подачи уточненных налоговых деклараций за соответствующие налоговые периоды 2004 года, а также представления пакета документов, подтверждающих экспортный характер оказанных услуг, обеспечило соблюдение предусмотренного налоговым законодательством Российской Федерации порядка корректировки своих налоговых обязательств. При этом суд первой инстанции признал, что начальным моментом исчисления срока на возврат излишне уплаченного налога является дата вступления в законную силу судебного акта по гражданскому делу о взыскании неосновательного обогащения с поставщика услуг и что ОАО "АК "Транснефтепродукт" только 02.11.2009 г. узнало о нарушении права применения ставки по НДС 18% вместо подлежащей применению ставки 0 % в отношении услуг транспортировки нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ, оказанных ОАО "Сибнефть" в 2004 г., то есть с момента принятия постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 по делу N А56-6340/2008 о взыскании с ОАО "АК "Транснефтепродукт" неосновательного обогащения в отношении услуг, оказанных ОАО "Сибнефть" в 2004 году. При этом суд указал, что наличие маршрутных телеграмм не является основанием для применения нулевой ставки, а полным комплектом документов Заявитель не располагал до рассмотрения указанного выше спора. Данные выводы суда первой инстанции являются необоснованными и не могут служить основанием для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что возмещение налогоплательщику суммы превышения налоговых вычетов над суммами исчисленного налога на добавленную стоимость в порядке и на условиях, установленных статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания налогового периода. При этом данная норма не определяет, что такое соответствующий налоговый период, отличный от периода подачи декларации. Следовательно, понятие "налоговый период" должно определяться с учетом иных положений Кодекса. В силу пункта 4 статьи 166 Кодекса общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, признаваемым объектом обложения этим налогом, момент определения налоговой базы которых относится к данному налоговому периоду. Таким образом, по правилам Кодекса понятие "налоговый период" связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям реализации. В данном случае спорная сумма налога на добавленную стоимость была исчислена обществом по ставке 18 процентов в связи с отсутствием у него в установленный срок комплекта документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса для подтверждения налоговой ставки 0 процентов.
Согласно правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Кодекса, к которым отсылает пункт 9 данной статьи, в этом случае налоговая база определяется за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав. Следовательно, налоговым периодом по названным операциям является месяц (с 01.01.2008 - квартал), за который налог подлежит уплате. Пункт 10 статьи 171 Кодекса предоставляет налогоплательщику право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, ранее исчисленных по налоговым ставкам 10 или 18 процентов в связи с отсутствием документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса. На основании пункта 3 статьи 172 Кодекса вычет сумм налога производится на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), определенных пунктом 1 статьи 164 Кодекса, при наличии на этот момент упомянутого комплекта документов. Приведенные нормы не устанавливают иного момента определения налоговой базы по операциям реализации своевременно не подтвержденного экспорта, по которым был исчислен налог по налоговым ставкам 10 или 18 процентов, а регулируют порядок его вычета при последующем исчислении налога по тем же операциям по ставке 0 процентов. Таким образом, указание в пункте 2 статьи 173 Кодекса на соответствующий налоговый период по операциям ранее не подтвержденного экспорта означает тот налоговый период, за который определена налоговая база и исчислен налог, заявленный к вычету.
В данном случае реализация услуг по транспортировке нефтепродуктов на экспорт осуществлена в июне - декабре 2004 года, что не оспаривается Обществом. Уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2011 года с отражением к вычету сумм налога, уплаченных ранее по операциям неподтвержденного экспорта, подана Обществом по истечении трех лет после окончания всех налоговых периодов, в которых состоялась реализация услуг. Таким образом, является обоснованным вывод налогового органа о неправомерности заявленных обществом требований о проведении налогового вычета и требования о возмещении НДС в размере 58 931 800 рублей. Данный правовой подход согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 19.05.2009 N 17473/08
В обжалуемом решении суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начальным моментом исчисления срока на возврат излишне уплаченного налога является дата вступления в законную силу судебного акта по гражданскому делу о взыскании неосновательного обогащения, с поставщика услуг, и что ОАО "АК "Транснефтепродукт" только 02.11.2009 г. узнало о нарушении права применения ставки по НДС 18 % вместо подлежащей применению ставки 0 % в отношении услуг транспортировки нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, оказанных ОАО "Сибнефть" в 2004 г. То есть с момента принятия постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 по делу N А56-6340/2008 о взыскании с ОАО "АК "Транснефтепродукт" неосновательного обогащения в отношении услуг, оказанных ОАО "Сибнефть" в 2004 году. При этом суд первой инстанции указал, что наличие маршрутных телеграмм не является основанием для применения нулевой ставки, а полным комплектом документов Заявитель не располагал до рассмотрения указанного выше спора. Данный вывод является необоснованным по следующим основаниям.
Применение надлежащей ставки НДС не зависит от фактического наличия или отсутствия у организации, оказавшей услуги по транспортировке товара на экспорт пакета документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0 %. Указанная норма Кодекса определяет порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 %, в частности, согласно пункта 9 названной статьи Кодекса если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса.
В данном случае, по мнению суда апелляционной инстанции, ОАО "АК "Транснефтепродукт" еще до начала транспортировки знало об экспортном характере услуг по транспортировке нефтепродуктов до ПСП Илуксте. Кроме наличия в маршрутных телеграммах номеров временных ГТД, в них также указан и пункт назначения - ПСП Илуксте, находящийся за пределами территории Российской Федерации. Транспортировка от пунктов приема нефтепродуктов в систему ОАО "АК "Транснефтепродукт" до обозначенного в маршрутных телеграммах пункта ПСП Илуксте осуществлялась только с использованием трубопроводного транспорта (прямая транспортировка). Об экспортном характере услуг транспортировки до ПСП Илуксте прямо свидетельствует и договор транспортировки нефтепродуктов от 26.12.2003 г. N 04-13-02, заключенного между ОАО "АК "Транснефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть" (ОАО "Сибнефть"), который в свою очередь является неотъемлемой частью пакета документов, которые, в силу положений статьи 165 Кодекса, представляются в налоговый орган для подтверждения ставки НДС 0 процентов.
В частности, в пункте 1.2. упомянутого Договора указано, что в рамках настоящего Договора оказываются услуги по транспортировке нефтепродуктов Заказчика по системе МНПП в следующих направлениях, в том числе, в Латвийскую Республику со сдачей на ПСП "Илуксте" Заказчику через ООО "ЛатРосТранс" для дальнейшего транспорта до порта Вентспилс. Пунктом 4.1. данного Договора предусмотрено, что не позднее, чем за 25 дней до начала месяца приема нефтепродукта на трубопровод Заказчик подает Исполнителю заявку на транспортировку с обязательным указанием полного наименования нефтепродукта, количества нефтепродукта и маршрута транспортировки. На основании заявок Заказчика Исполнитель до 25 числа месяца, предшествующего месяцу транспортировки, формирует месячный график транспортировки нефтепродукта, который является неотъемлемой частью настоящего Договора. По договоренности между Заказчиком и Исполнителем, а также при наличии технической и технологической возможности трубопроводов, согласованный график может быть изменен не позднее, чем за пять дней до начала планового месяца. Согласно пункту 5.1. Грузовая таможенная декларация (ГТД) оформляется Заказчиком на основании актов приема (сдачи) нефтепродукта, принятого к транспортировке в течение одного календарного месяца, в соответствии с действующим Таможенным законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК РФ.
В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 по делу N А56-6340/2008, которым признано правомерным взыскание с ОАО "АК "Транснефтепродукт" в пользу ОАО "Газпромнефть" 112 670 842 руб. неосновательного обогащения суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что является необоснованной ссылка ответчика - ОАО "АК "Транснефтепродукт" на отсутствие полных таможенных деклараций, что не позволяло обществу отнести оказанные ОАО "Газпромнефть" услуги к экспортным. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в названном акте признает, что составленные истцом и ответчиком акты сверок содержат информацию о том, что транспортировка нефтепродуктов производилась на экспорт. Таким образом, имевшиеся у ОАО "АК "Транснефтепродукт" еще до начала оказания услуг транспортировки нефтепродуктов документы прямо свидетельствовали об экспортном характере услуг транспортировки до ПСП Илуксте и исключали возможность применения ставки НДС 18 %. Полный пакет документов, подлежащий представлению согласно ст. 165 НК РФ для подтверждения ставки НДС 0 %, ОАО "АК "Транснефтепродукт" должен был истребовать у грузоотправителя ОАО "Сибнефть" (ОАО "Газпромнефть"). Представление или непредставление ОАО "Сибнефть" (ОАО "Газпромнефть") в адрес ОАО "АК "Транснефтепродукт" пакета документов согласно статье 165 Кодекса является предметом взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и не влияет на размер ставки НДС к услугам транспортировки на экспорт.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает позицию Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа который при рассмотрении заявления по упомянутому делу N А56-6340/2008 по иску ОАО "Газпром нефть" о взыскании неосновательного обогащения с ОАО "АК "Транснефтепродукт" указал на неправомерные действия ОАО "АК "Транснефтепродукт" по применению к операциям при реализации услуг, непосредственно связанных с экспортом товаров, ставку налога на добавленную стоимость 18 % вместо 0 %, в связи с чем, удовлетворил требования ОАО "Газпром нефть" о взыскании не только неосновательного обогащения, но и убытков (Постановление от 01.02.2010 по делу N А56-6340/2008).
Таким образом Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что ОАО "АК "Транснефтепродукт" узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение НДС по операциям, облагаемым по ставке 0% в момент истечения 180-дневного срока, установленного пунктом 9 статьи 165 Кодекса. В течение трех лет начиная с указанного момента ОАО "АК "Транснефтепродукт" имел право представить в налоговый орган пакет документов по статье 165 Кодекса без утраты права на возмещение НДС, уплаченного с реализации услуг по транспортировке на экспорт по ставке 18%. Таким образом, ОАО "АК "Транснефтепродукт" имел возможность и должен был для реализации своего права на возмещение НДС своевременно, в пределах установленного срока получить необходимые документы у грузоотправителя. Однако никаких действий для получения документов в предусмотренные сроки Заявитель не предпринимал. Таким образом, бездействие ОАО "АК "Транснефтепродукт" в отношении получения необходимых документов не может являться основанием для продления трехлетнего срока, установленного для возмещения уплаченного НДС. Кроме того, указанное бездействие лишило его возможности предъявить иск к ОАО "Сибнефть" (ОАО "Газпромнефть") в случае непредставления документов.
Вывод суда первой инстанции о том, что согласно положениям статьи 165 Кодекса маршрутные телеграммы не являются документами, подтверждающими применение нулевой ставки, отклоняется по следующим основаниям. Действительно, маршрутные телеграммы не являются документами, подтверждающими применение нулевой ставки, однако наличие и содержание маршрутных телеграмм свидетельствует о том, что уже в 2004 году ОАО "АК "Транснефтепродукт" знало, что транспортировка нефтепродуктов будет осуществляться на экспорт. Данное обстоятельство также подтверждается временными ГТД, согласно которым данный товар - нефтепродукты был помещен под таможенный режим экспорта, начиная с 12 мая 2004 года по 30 ноября 2004 года. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что только 02.11.2009 ОАО "АК "Транснефтепродукт" узнало о нарушении применения ставки по НДС 18% вместо подлежащей применению ставки 0 % в отношении услуг транспортировке нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, оказанных ОАО "Сибнефть" ("Газпромнефть") в 2004 году, не соответствует фактически обстоятельствам дела.
Кроме того, ОАО "АК "Транснефтепродукт" представило в материалы дела письмо N СС-06-1-3/2623 от 06.11.2007 (т.3, л.д.100), направленное в адрес ОАО "Сибнефть" (ОАО "Газпромнефть") об отсутствии документов, подтверждающих нулевую ставку. Вместе с тем в материалах дела имеется письмо ОАО "Газпромнефть" от 12.12.2007 N НК06/0426628 (получено ОАО "Транснефтепродукт" 13.12.2007), согласно которому в адрес заявителя направлен полный комплект документов, подтверждающих обоснованность применения ставки НДС 0% по услугам транспортировки нефтепродуктов на экспорт, оказанным ОАО "Транснефтепродукт" в 2004 году, в том числе в адрес заявителя были направлены полные ГТД, а не сведения из временных ГТД, полученные по электронным каналам связи, как указано в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Таким образом, уже в декабре 2007 года Общество обладало полным комплектом документов, предусмотренным статьей 165 Кодекса, соответственно, начиная с этого момента, Заявитель уже не мог не знать о факте оказания им услуг в отношении экспортируемого товара, и, более того, обладал полным комплектов документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, для подтверждения ставки НДС 0 процентов. Данный факт опровергает довод о том, что ОАО "АК "Транснефтепродукт" не знало о факте излишней уплаты налога и не располагало документами до рассмотрения дела N А56-6340/2008 от 02.11.2009. Следовательно, заявляя возмещение НДС в сумме 58 931 800 в налоговой декларации за 2 квартал 2011 года, а также обращаясь с заявлением о возврате спорной суммы 12.03.2012, Общество, в любом случае, утратило право на соответствующий налоговый вычет и возврат спорной суммы.
Данный вывод также подтверждается, представленными налоговым органом в суд апелляционной инстанции дополнительными доказательствами, в частности, Письмо от 24.08.2012 НК-02/17080 согласно которому ОАО "Газпромнефть" в ответ на письмо Инспекции от 20.08.2012 N 52-13-11/15695 подтверждается факт ведения переписки с ОАО "АК "Транснефтепродукт" об изменении налоговой ставки с 18% на 0 % в счетах-фактурах за апрель-декабрь 2004 года, выставленных ОАО "АК "Транснефтепродукт" в адрес ОАО "Газпромнефть" (ОАО "Сибнефть") за услуги по транспортировке нефтепродуктов трубопроводным транспортом в направлении ПСП "Илуксте". Письмом от 15.10.07 N НК 07/22178 ОАО "Газпромнефть" предлагает ОАО "АК "Транснефтепродукт" внести исправления в счета-фактуры, выставленные за период с января по декабрь 2004 год и вернуть в 10-дневный срок сумму незаконно удержанного НДС. Письмом от 06.11.2007 N СС-06-1-3/2623 ОАО "АК "Транснефтепродукт" в ответ на письмо N НК 07/22178 от 15.10.07 просит ОАО "Газпромнефть" представить документы согласно статье 165 Кодекса, подтверждающие обоснованность применения по НДС ставки 0% за 2004 год. Письмом от 12.12.2007 г. N НК 06/04/26628 ОАО "Газпромнефть" направляет в адрес ОАО "АК "Транснефтепродукт" комплект документов, подтверждающих обоснованность применения по НДС ставки 0% по услугам транспортировки нефтепродуктов на экспорт в 2004 году.
Ссылка заявителя на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 17.04.2012 N 16627/11 не может служить основанием для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа в связи со следующим. В указанном деле предметом оценки судебных инстанций является договор о выполнении работ по ремонту авиационно-технического имущества, специфика которого заключается в том, что таможенные органы в результате проведенной проверки имеют возможность проверить факт вывоза транспортировщиками товара за территорию Российской Федерации, но не могут подтвердить факт оказания ремонтных работ в отношении имущества, помещенного под таможенный режим. В этой связи Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в упомянутом Постановлении от 17.04.2012 N 16627/11 пришел к выводу о том, что завод, не имея возможности подтвердить в отсутствие у него соответствующих документов, подлежащих представлению корпорацией..., исполнил установленную налоговым законодательством обязанность по исчислению налога по ставке 18 процентов и уплате ее в бюджет. Удовлетворение требований корпорации о взыскании в качестве неосновательного обогащения суммы налога на добавленную стоимость, предусмотренного в договоре к оплате по налоговой ставке 18 процентов вместо установленной Кодексом ставки 0 процентов, допустимо при условии, если корпорацией в срок, установленный пунктом 9 статьи 165 Кодекса, предоставлялись заводу документы, необходимые для реализации им права на применение ставки 0 процентов. Таким образом, согласно обстоятельствам, рассмотренным в указанном деле, единственным источником получения документов, позволяющих претендовать на применение 0 ставки, являлся сам заявитель, обратившийся за взысканием неосновательного обогащения. Вместе с тем, таможенное законодательство не содержит препятствий для перевозчиков подтвердить их право на возмещение суммы налога на добавленную стоимость в случае оказания ими услуг в отношении экспортного товара. Следовательно, в рассматриваемом споре "ОАО "Газпромнефть" не являлось для ОАО "АК Транснефтепродукт" единственным источником получения документов, необходимых для подтверждения нулевой налоговой ставки. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П указал, что по смыслу статьи 16 Таможенного кодекса Российской Федерации, информация, содержащаяся в грузовой таможенной декларации, даже если она является конфиденциальной, может быть передана третьим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В данном случае такими лицами являются перевозчики, а законодательным актом - Налоговый кодекс Российской Федерации. Следовательно, таможенные органы - в силу конституционного принципа уважения прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов (статья 18 Конституции Российской Федерации), - обязаны представлять перевозчикам копию грузовой таможенной декларации для подтверждения их права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость при применении налоговой ставки 0 процентов.
В связи с принятием указанного постановления ГТК России издан приказ от 21.07.2003 N 806 "Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)", в котором полностью учтены требования постановления. Письмом ГТК РФ от 04.09.2003 N 01-06/34440 таможенным органам разъяснена их обязанность "предоставлять перевозчикам копии грузовых таможенных деклараций для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и порядок предоставления данных копий. Разработанный в целях обеспечения реализации права российских лиц на применение налоговой ставки 0 процентов Порядок действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территории Российской Федерации), утвержденный Приказом ФТС России от 18 декабря 2006 N 1327. Согласно подпункту б) пункта 3 главы I указанного Порядка российские лица, выполняющие работы (услуги) по перевозке или транспортировке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, могут обращаться в таможенные органы за подтверждением фактического вывоза данных товаров. По заявлениям указанных лиц, на представленных для подтверждения фактического вывоза экземплярах (копиях) таможенной декларации, транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа (по выбору заявителя), после проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку "Товар вывезен" (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет ее личной номерной печатью. Данная отметка проставляется таможенными органами во всех случаях подтверждения фактического вывоза товаров в соответствии с Порядком (в том числе в случае применения периодического временного декларирования российских товаров).
Кроме того, Заявитель не мог не знать о том, что в местах нахождения "АК "Транснефтепродукт" должностным лицам отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 1 Центральной энергетической таможни в соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 04.05.2006 N 422 "О контроле документов, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом" предусмотрено осуществлять таможенный контроль документов и сведений, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом. Вместе с тем, согласно постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 по делу N 17977/09, налогоплательщики, документы по услугам которых являются непосредственным объектом таможенного контроля, применяют нулевую ставку налога на добавленную стоимость. Таким образом, при наличии законодательной возможности, ОАО "АК "Транснефтепродукт" не была исполнена обязанность по подтверждению нулевой налоговой ставки налога, которую налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять, на что указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.05.2007 N372-0-П, а также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 20.12.2005 N9252/05, от 04.04.2006 N15865/05, от 25.02.2009 N13893/08.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2012 по делу N А40-48064/12-115-290 следует отменить и отказать Открытому акционерному обществу "Акционерная Компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 06.12.2011 N 52-13-14/2406р в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 58 931 800 руб., внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также возложить на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обязанность осуществить зачет Открытому акционерному обществу "Акционерная Компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 58 931 800 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2012 по делу N А40-48064/12-115-290 отменить.
Отказать Открытому акционерному обществу "Акционерная Компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 06.12.2011 N 52-13-14/2406р в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 58 931 800 руб., внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также в части возложения на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обязанности осуществить зачет Открытому акционерному обществу "Акционерная Компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 58 931 800 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Акционерная Компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48064/2012
Истец: ОАО "АК "Транснефтепродукт", ОАО "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" (ОАО "АК "Транснефтепродукт")
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N1