Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 421698-4 "О внесении изменений в статьи 25 и 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - законопроект) предусматривает изменения, направленные на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг.
В настоящее время упрощенная процедура эмиссии действует в отношении биржевых облигаций, а также облигаций, в размещении которых участвуют брокеры и которые прошли листинг на фондовой бирже. Эмиссия указанных облигаций освобождена от регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) и предусматривает представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска).
Процедура эмиссии иных облигаций, т.е. облигаций, размещаемых путем закрытой подписки, и облигаций, которые хотя и размещаются путем открытой подписки, но не предназначены для обращения на фондовой бирже, остается недостаточно удобной. Необходимость регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) удлиняет срок эмиссии таких облигаций, увеличивает риски инвесторов-приобретателей облигаций и усложняет определение доходности облигаций.
Следует заметить, что регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска), как форма контроля соблюдения процедуры эмиссии облигаций, представляется недостаточно обоснованной. Характер нарушений, которые могут возникнуть после регистрации выпуска облигаций на этапе их размещения, позволяет решать связанные с этим споры, обычно представляющие собой споры о возмещении убытков, в судебном порядке. Таким образом, предупредительный характер подобного контроля не является таким важным как в случае эмиссии акций.
Необходимо также отметить, что сложная процедура эмиссии облигаций приводит к тому, что компании предпочитают вместо выпуска облигаций прибегать к выпуску векселей, использование которых, хотя и является искусственным, демонстрирует потребность в долговом инструменте, сходном с ними по простоте и скорости выпуска. При этом, биржевые облигации и облигации, прошедшие листинг на фондовой бирже, не полностью удовлетворяют такую потребность, поскольку векселя в отличие от указанных облигаций являются инструментом внебиржевого рынка.
С учетом этого, законопроект предусматривает отказ от регистрации отчета об итогах выпуска облигаций и замену его на уведомление при условии, что услуги по размещению облигаций оказывались брокером. Оказание брокером услуг эмитенту по размещению облигаций является дополнительной гарантией и методом контроля со стороны брокера за надлежащим соблюдением эмитентом процедур размещения облигаций.
Такое решение позволяет ускорить выпуск облигаций, обращение которых сможет начаться сразу после представления уведомления в регистрирующий орган, что позволяет уменьшить риски инвесторов и более эффективно определить их доходность, а также делает их более привлекательными для разных групп инвесторов.
При этом законопроект делает отдельные исключения для облигаций, конвертируемых в акции, и облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом.
Для облигаций, конвертируемых в акции, представляется целесообразным предусмотреть процедуру эмиссию, аналогичную процедуре эмиссии акций, и предоставляющую возможность эмитенту таких облигаций представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) только при их размещения путем открытой подписки, при условии, что услуги по такому размещению оказывались брокером и ценные бумаги соответствующего выпуска включены фондовой биржей в котировальный список. Подобные требования, в том числе, позволят исключить возможность обойти процедуру эмиссии акций путем выпуска облигаций, конвертируемых в акции.
Для облигаций, обеспеченных залогом, процедура регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) должна быть сохранена в связи с тем, что на этапе регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) регистрирующий орган проверяет регистрацию залога соответствующего имущества.
Кроме того, поскольку уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии в настоящее время не распространяется на акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, кредитных организаций, законопроектом предполагается уравнять статус кредитных организаций со статусом иных организаций в части предоставления уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии обеспечивает возможность осуществления так называемого первоначального предложения ценных бумаг (IPO) на правилах, сходных с правилами, действующими на всех развитых рынках. Для российского рынка замена регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) на уведомление, осуществленная в начале 2006 года, привела к резкому увеличению эмиссионной активности. Так, например, в 2006 году объем IPO составил около 17,4 млрд.дол., включая крупнейшее IPO "Роснефти" на 10,8 млрд.дол.
Аналогичные задачи по повышению своей капитализации в настоящее время стоят и перед банковской сферой. Однако, несмотря на то, что одним из наиболее эффективных способов для этого является эмиссия акций, ее использование кредитными организациями существенно затруднено. В основном это связано с тем, что уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии в настоящее время не распространяется на акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции кредитных организаций.
Сохранение общей процедуры эмиссии для IPO кредитных организаций приводит к существенному удлинению сроков эмиссии. Это означает, что инвесторы, участвующие в таком IPO, несут дополнительные риски и издержки, в частности кредитные, связанные с предварительной оплатой приобретаемых ценных бумаг, валютные, связанные с изменением курсов валюты, зарезервированной для оплаты акций, и другие. Инвесторы также должны иметь в виду, что в случае отказа в регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска), который может последовать за отдельные нарушения в ходе эмиссии, весь выпуск может быть признан несостоявшимся. Наконец, обращение ценных бумаг начинается только после регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска), что исключает из числа потенциальных покупателей акций группу инвесторов, заинтересованных в ликвидности своих акций сразу после их приобретения.
В результате этого, из участников IPO ценных бумаг кредитных организаций, проводимого в России, исключается большое число иностранных инвесторов, что делает такое IPO менее эффективным. Что касается наиболее распространенной процедуры IPO, предполагающей одновременное размещение ценных бумаг как в России, так и за рубежом, и таким образом обеспечивающей максимальный круг инвесторов, а значит и максимальный объем средств, привлекаемых эмитентом, то она становится для кредитных организаций по существу невозможной. Это связано с тем, что процедура эмиссии ценных бумаг, предусмотренная российским законодательством для кредитных организаций, не соответствует процедуре эмиссии, принятой за рубежом. Даже в том случае, если для IPO за рубежом используются уже выпущенные акции кредитной организации, различия в процедуре IPO за рубежом и в России препятствуют его проведению на одинаковых условиях и в одни и те же сроки, что для IPO является принципиальным.
Таким образом, при сохранении действующей процедуры эмиссии для кредитных организаций они не смогут осуществлять привлечение средств на тех же правовых условиях, что и остальные российские эмитенты. При этом особенности статуса кредитных организаций по сравнению с иными организациями и необходимость осуществления в их отношении банковского надзора не оправдывают сохранение действующих в настоящее время особенностей процедуры эмиссии.
Законопроект предусматривает отсрочку его вступления в силу для того, чтобы Банк России, к компетенции которого в настоящее время относится утверждение нормативных актов, регулирующих эмиссию ценных бумаг кредитных организации, мог привести их в соответствие с правилами, предусмотренными законопроектом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.