Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 428021-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", внесенному депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы (протокол от 05.06.07 г. N 247, п. 73) проект представленного проекта федерального закона, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
Принятие представленного законопроекта связано со вступлением в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем полагаем необходимым в проекте указать конкретную дату вступления в силу проектируемого закона с учетом положений базового федерального закона. Кроме того, ряд положений проекта может вступить в силу в более поздний срок. Так, в статье 1 проекта положения пунктов 1 (подпункт "а"), 4 (подпункт "б"), 5 (подпункты "а" и "б"), 6 (подпункты "а" и "в"), 9 (подпункт "а"), 10 (подпункт "б") могут вступить в силу не ранее 1 марта 2009 года (пункт 12 статьи 1 проекта).
Положения, содержащиеся в пунктах 2, 3 (подпункты "б", "в" и "г"), 6 (пункты "г" и "д"), 10 (подпункт "а") и 11 статьи 1 проекта не могут вступить в силу ранее 2010 года, а поскольку органы (организации) по государственному техническому учету и технической инвентаризации вправе осуществлять кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами до 1 января 2011 года (часть 3 статьи 44 Федерального закона, "О государственном кадастре недвижимости"), полагаем возможным рассмотреть вопрос о вступлении в силу указанных положений проекта с 1.01.2011 года.
Содержание статьи 2 и статьи 3 (пункт 12, подпункт "а") проекта представляется излишним, поскольку принятие Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не исключает земельные участки из объектов землеустройства. Кроме того, в пункте 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, посвященной вопросам выбора земельных участков для строительства, содержится ссылка на документы землеустройства.
В статье 3 проекта содержится два пункта под N 4. В пункте 8 данной статьи проекта содержание подпунктов "а" и "б" необходимо согласовать с положениями пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым ограничения прав на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Государственной регистрации обременений посвящены статьи 26-29 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В статье 3 проекта полагаем излишним пункт 12. Содержание пункта 15 указанной статьи проекта не связано с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а потому является избыточным.
Предлагаемые проектом (пункты 1, 3, 4 статьи 4) изменения в КоАП РФ не корреспондируются с положениями Федерального закона от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административные правонарушения" (вступает в силу с 7.07.2007 г.), которым внесены изменения, в том числе, в статью 3.5 КоАП РФ, а также предусмотрена замена величины административного штрафа, кратную минимальному размеру оплаты труда, на сумму штрафа, выраженную в рублях.
Требует дополнительного обсуждения и доработки внесение изменений в часть 1 статьи 3.12 КоАП РФ (пункт 2 статьи 4 проекта). По нашему мнению, в данном случае не учитывается, что административное приостановление деятельности применяется в исключительных случаях, например, в случае угрозы жизни и здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы.
Проектом (пункт 3 статьи 4) предлагается дополнить главу 14 статьей 14.31. Вместе с тем, в КоАП РФ кроме указанной проектом статьи 14.31 уже содержатся статьи 14.32, 14.33, в связи с чем следует привести в соответствие также и проектируемые нормы подпункта а) пункта 5 статьи 4.
Следует также иметь в виду, что статья 23.68 КоАП РФ (пункт 6 статьи 4 проекта) уже использована в проекте Федерального закона N 358757-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с принятием новой редакции федерального закона "Об исполнительном производстве"), подготовленного к рассмотрению Государственной Думой в третьем чтении.
В санкциях частей 1 и 2 проектируемой статьи 14.31 предлагается установить ответственность для должностных лиц "органа кадастрового учета или подведомственных данному органу государственных учреждений". На наш взгляд, из санкций указанных частей следует исключить упоминание о специальных субъектах ответственности и указать в ней только должностных лиц. При этом следует иметь в виду, что специальные субъекты ответственности в случае необходимости указываются, как правило, в диспозиции статьи особенной части КоАП РФ.
В санкции части 3 проектируемой статьи 14.31 слова "подготовившее такие сведения" являются излишними, так как состав правонарушения следует указывать в диспозиции статьи. По нашему мнению, в указанной части более правильно было бы установить минимальный и максимальный пределы размера административного штрафа, что позволит учесть требования части 2 статьи 4.1 КоАП РФ о дифференцированном подходе при назначении наказания.
Полагаем нецелесообразным возлагать на судей рассмотрение дел (подпункт а) пункта 5 статьи 4) за правонарушение, которое заключается в несвоевременном или неточном внесении сведений в государственный кадастр недвижимости. Проектом также не предусмотрено, кто будет составлять проколы по проектируемой части 4 статьи 14.31.
Обращаем внимание, что в принятом Государственной Думой Федеральном законе " О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрено осуществление контрольных и надзорных функций органами кадастрового учета, что вызывает сомнение в правомочности этих органов составлять протоколы, а также рассматривать дела об административных правонарушениях.
В статье 6 (пункт 3) проекта упоминание о картах (планах) является ошибочным.
В статье 7 проекта содержится иное (по сути отличное) понятие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом не учтено, что согласно части 12 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 8 законопроекта предлагается признать утратившими силу положения Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым после завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения соответствующий акт приемочной комиссии направляется органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. В этой связи отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 части второй статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносится также номер иного объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости. Полагаем, что под действие данной нормы подпадают, в том числе, жилые помещения, в отношении которых произведено переустройство или перепланировка. С учетом изложенного полагаем необходимым сохранить рассматриваемые нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, уточнив в них название органа, осуществляющего ведение государственного кадастра недвижимости.
Замечания юридико-технического характера прилагаются на 8 листах.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.