г. Москва |
|
15 ноября 2012 г. |
Дело N А40-59311/12-9-561 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Распутиной И.И.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Очаково-Промжелдортранс" на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2012г.А40-59311/12-9-561 судьи Иевлева П.А.
по заявлению ОАО "Очаково-Промжелдортранс" (ОГРН 1077746188750; 119530, г.Москва, ул.Рябиновая, д.53А, стр.1)
к 1) Правительству Москвы, 2) Департаменту земельных ресурсов г.Москвы
о признании незаконным отказа, обязании заключить договор
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гнездилов А.В. по дов. от 11.01.2012г.; Кораблева Н.Б. по дов. от 11.01.2012г.;
от ответчика: 1) Преображенская М.А. по дов.от 08.06.2012 N 4-47-515/2; от 2) по дов. от 10.01.2012г. N 33-И-10/12;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Очаково-Промжелдортранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г.Москвы) от 29.02.2012г. N 33-5-1645/12-(0)-1 об отказе в оформлении договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 77:07:0012005:1003, 77:07:0012006:1018, 77:07:0012006:1019, 77:07:0012006:1020, 77:07:0012008:1001. 77:07:0012008:1002, 77:07:0012008:1003, расположенных по адресу: ул.Рябиновая, вл.53А, и об обязании ДЗР г.Москвы в месячный срок подготовить и направить заявителю договоры купли-продажи вышеуказанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2012г. в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку суд сделал вывод о том, что земельные участки являются землями транспорта и предназначены для размещения железнодорожных путей.
Не согласившись с решением, ОАО "Очаково-Промжелдортранс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на апелляционные жалобы от ответчиков не поступали.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчиков в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Очаково-Промжелдортранс" является собственником железнодорожных путей, расположенных по адресам: г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 ("Железнодорожные пути ст.Очаково-III - Металлбаза" с назначением "Производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-724 от 27.06.2008г.); г.Москва, Проектируемый проезд, д.18, соор.2 ("Железнодорожный путь" назначение "Транспортное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/032/2007-402 от 27.09.2007г.); г.Москва, Проектируемый проезд, д.18, соор.3 ("Подъездной железнодорожный путь" назначение "Транспортное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/032/2007-403 от 27.09.2007г.); г.Москва, Проектируемый проезд, д.18, соор.4 ("Путепровод" назначение "Транспортное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/032/2007-400 от 27.09.2007г.); г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 ("Железнодорожные пути ст.Очаково-III - Металлбаза" с назначением "производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-726 от 27.06.2008г.); г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 ("Железнодорожные пути ст.Очаково-III - ТЭЦ-25" назначение "производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-727 от 27.06.2008г.); г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 ("Железнодорожные пути ст.Очаково-III - ТЭЦ-25" назначение "производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-728 от 27.06.2008г.); г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 ("Железнодорожные пути ст.Очаково-III - ТЭЦ-25" назначение "производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-725 от 27.06.2008г.); г.Москва, Проектируемый проезд, д.18 ("Железнодорожный путь" назначение "транспортное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/032/2007-401 от 27.09.2007г.); г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 ("Железнодорожные пути ст.Очаково-III - ОАО "Продснаб" 93" назначение "производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-723 от 27.06.2008г.); г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 ("Железнодорожные пути ст.Очаково-III - Аптекоуправление" назначение "производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-722 от 27.06.2008г.); г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 ("Железнодорожные пути ст.Очаково-III - ЗАО "Кунцевское" назначение "производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-721 от 27.06.2008г.); г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 ("Железнодорожные пути ст.Очаково-III - ТЭЦ-25" назначение "производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-719 от 27.06.2008г.); г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 ("Железнодорожные пути ст.Очаково-III - ОАО ТПК "Моссахар" назначение "производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-720 от 27.06.2008г.); г.Москва, Проектируемый проезд N 1438, д.18 с наименованием "Железнодорожные пути ст.Очаково-III - ОАО "Реалбаза N 1 - Очаково" назначение "производственное" (запись в ЕГРП N 77-77-22/016/2008-718 от 27.06.2008г.) общей площадью 26 543, 64 кв.м.
17.02.2012г. и 20.02.2012г. заявитель обратился к ДЗР г.Москвы с просьбой заключить договор купли-продажи указанных земельных участков.
Письмом от 29.02.2012г. N 33-5-1645/12(0)-1 ДЗР г.Москвы отказал в оформлении в собственность указанных земельных участков в связи с тем, что они обладают признаками земель транспорта.
Указанный отказ послужил основанием для обращения ОАО "Очаково-Промжелдортранс" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
Исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами подтверждается правильное разрешение дела по существу арбитражным судом первой инстанции.
Земельным участком в соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
На основании п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.6 ст.36 ЗК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.4 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. N 11 "О некоторых аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.
Землями транспорта согласно п.1 ст.90 ЗК РФ признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании п/п.1 п.2 ст.90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей.
Из материалов дела усматривается, что спорные земельные участки общей площадью 26 543,64 кв.м. согласно выпискам из кадастровых паспортов относятся к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи_.".
Как следует из представленных заявителем свидетельств о праве собственности, все железнодорожные пути пролегают от станции Очаково-III либо имеют транспортное назначение.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции в своем решении, из представленных в дело доказательств однозначно не следует, что железнодорожные пути не предназначены для обслуживания неограниченного круга лиц.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 22.12.2009г. N 366/09, независимо от категории земельного участка и места его нахождения, в случае использования его для деятельности, соответствующей критериям, содержащимся в ст.90 Земельного кодекса РФ, участок может быть отнесен к землям транспорта, к которым применимы публичные ограничения.
В силу п/п.7 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абз.2 п.2 ст.27 ЗК РФ).
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельные участки, являющиеся предметом спора, являются землями транспорта, предназначены для размещения железнодорожных путей и ограничены в обороте, что исключает приобретение права собственности на такие земельные участки.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований правомерен.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких данных, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2012г. по делу N А40-59311/12-9-561 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59311/2012
Истец: ОАО "Очаково-Промжелдортранс", ОАО Очаково-Промжелдотранс
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Правительство города Москвы, Правительство Москвы