Во исполнение пункта 3 приказа ГТК России от 23.11.2001 N 1115 "О мероприятиях по усилению контроля за транзитом товара" разъясняю порядок взаимодействия таможенных органов при заведении и производстве дел о нарушении таможенных правил в отношении лиц, совершивших правонарушения при доставке и транзите товаров.
1. В каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил (НТП) при осуществлении контроля за поступлением в таможенные органы назначения транзитных и доставляемых товаров должностное лицо таможенного органа в соответствии с требованиями статей 293 - 297, 299 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) составляет протокол о НТП по форме, установленной приказом ГТК России от 09.08.1993 N 313 "Об утверждении новых форм протокола и постановления по делу о нарушении таможенных правил".
2. В соответствии с пунктом 14.3 Положения о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975), утвержденного приказом ГТК России от 18 мая 1994 N 206 дела о НТП по фактам выдачи без разрешения таможенных органов, утраты или недоставления товаров заводит, как правило, при:
- ввозе товаров в Российскую Федерацию - таможня назначения;
- транзите товаров через территорию Российской Федерации - таможня вывоза;
- вывозе товаров из Российской Федерации - таможня отправления.
При этом сохраняется порядок взаимодействия таможенных органов в случаях недоставления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию через пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности Центрального таможенного управления, Северо-Западного таможенного управления, утвержденный распоряжением ГТК России от 11 июля 2001 N 715-р "О принятии мер по фактам недоставления товаров". В соответствии с этим порядком таможенный орган отправления после получения информации из таможенного органа назначения о недоставлении товаров и транспортных средств заводит дело о НТП по факту недоставления товаров и транспортных средств.
3. Дела о НТП заводятся после проверки документов, поступивших из таможен, в которых начинается перевозка по территории Российской Федерации под таможенным контролем, и подтверждения факта недоставки товаров в таможне назначения или таможне вывоза.
В ходе проверки анализируются имеющиеся документы о доставке товаров и транспортных средств.
4. Таможни отправления направляют имеющиеся материалы в таможню назначения для заведения дела о НТП не позднее одного месяца со дня окончания установленного срока доставки товара.
5. Таможни назначения после получения документов проводят дополнительную проверку доставки товара и при выявлении нарушений заводят дело о НТП. При этом в соответствии с порядком, установленным ГТК России письмо от 20.11.1995 N 01-13/16417 "О соблюдении сроков производства по делам о нарушении таможенных правил в отношении транспортных организаций, осуществляющих перевозку по процедуре МДП") материалы дела должны быть направлены в ГТК России не позднее двух месяцев со дня получения их из таможни отправления для предъявления требования об уплате причитающихся платежей к АСМАПу.
6. При заведении дел о НТП по факту недоставления товаров и транспортных средств информируется таможенный орган, в зоне деятельности которого находятся получатель недоставленного товара и транспортных средств.
7. Для установления роли получателя в совершении таможенного правонарушения должностным лицом, ведущим производство по делу о НТП, в таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель недоставленного товара и транспортных средств, направляется отдельное поручение для выяснения следующих вопросов:
- поступил ли получателю товар;
- если поступил, то какого наименования, количества;
- по каким документам осуществлена поставка товара;
- производилось ли таможенное оформление товара и его дальнейшая судьба.
Если товар не доставлен, то какие меры приняты получателем (наличие судебных исков, ведение переписки и т.д.).
8. Особое внимание при установлении получателя следует обращать, не является ли данная организация "фирмой-однодневкой".
Наиболее характерными признаками "фирмы-однодневки" являются такие как:
- незначительный уставной капитал;
- в большинстве случаев организационно-правовой формой избирается общество с ограниченной ответственностью либо акционерное общество;
- в уставных (регистрационных) документах "фирм-однодневок" перечень видов осуществляемой деятельности составлен формально, производственная деятельность отсутствует;
- "фирма-однодневка" не располагается (не находится) по адресу (юридическому и фактическому). Чаще всего в качестве таких адресов указываются жилые квартиры либо арендованные у других юридических лиц помещения;
- учредителем является одно физическое лицо;
- регистрационные реквизиты (код ОКПО, ИНН и др.) отсутствуют либо принадлежат другим юридическим лицам;
- сведения о руководителях в базе данных регистрационной палаты отличаются от базы данных участников ВЭД;
- в адрес "фирм-однодневок" через таможенную границу Российской Федерации, как правило, перемещаются товары, относящиеся к группе риска (имеют большую стоимость, пользуются повышенным спросом у населения и т.п.);
- сумма контрактов, заключенных "фирмами-однодневками", намного превышает их уставный капитал;
- контракт оформляется без указания наименования товара, его количества, цены и других необходимых реквизитов; эти данные указываются в спецификациях, которые являются дополнениями к договору и в случае необходимости легко заменяются на другие;
- не осуществление операций по счетам, отсутствие или наличие на счетах незначительных сумм денежных средств (особенно следует обратить внимание на отсутствие факта перечисления валюты за рубеж иностранному партнеру за импортируемые товары);
- использование при таможенном оформлении факсимильных копий документов, имеющих значение для таможенных целей (договоров о купле-продаже товаров, изменений и дополнений к ним, о переадресовке товаров, изменении реквизитов получателей товаров и др.);
- представление интересов "фирм-однодневок" в таможенных органах физическими лицами, действующих по доверенности, как правило, не являющимися должностными лицами либо работниками этой организации, заключившими трудовой договор (контракт);
- не предоставление "фирмой-однодневкой" в налоговые органы отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и др.
9. В случае выявления фактов нарушения законодательства при создании юридического лица необходимо направлять информацию об этом в налоговые органы с целью дальнейшего обращения в суд для признания регистрации недействительной и применения последствий недействительности к внешнеэкономическим сделкам. Порядок направлении информации в налоговые органы доведен письмом ГТК России от 23.01.2001 N 01-06/2458.
10. Данное обстоятельство не освобождает таможенные органы от проведения комплекса иных мер, в том числе и оперативно-разыскных, направленных на установление лиц, фактически использовавших реквизиты организаций, регистрация которых признана незаконной, для их последующего привлечения к ответственности.
11. При выявлении признаков "фирмы-однодневки" должностные лица таможенных органов проводят в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 294, 295 ТК РФ, проверку. В рамках ее проведения запрашиваются учредительные, уставные и иные регистрационные документы с последующими изменения и дополнениями, необходимые справки, собираются сведения об учредителях и руководителях.
12. В таможенных органах, проводивших таможенный контроль и производивших таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в адрес "фирмы-однодневки", истребуются аналогичные документам перечисленным в пункте 11 настоящего письма и документы, представленные для целей таможенного оформления.
13. Проверяются ранее имевшие место поставки товара, правомерность и правильность их таможенного оформления.
14. После сбора всех необходимых документов производится их изучение и анализ, устанавливаются противоречия, правомерность действий учредителей, руководителей, представителей "фирмы-однодневки", отраженных в документах, а также осуществление именно ими этих действий от имени организации. Цель указанных мероприятий - установление фактических представителей "фирмы-однодневки".
15. Полученные материалы рассматриваются на предмет наличия признаков нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.279 ТК РФ.
16. Выясняется выполнение перевозчиком своих обязательств по доставке товара и его участие в совершении таможенных правонарушений, наличие в его действиях вины.
17. При этом следует установить:
- кем заключался договор перевозки, его условия;
- кто оплачивал доставку товара;
- куда товар был доставлен, кому передан;
- какие имеются документы, подтверждающие перевозку и передачу товара получателю;
- знал ли перевозчик или мог знать о том, что перемещение товара осуществлялось по фиктивным документам.
18. По итогам решается вопрос о заведении дела о НТП в отношении перевозчика по ст.278 ТК РФ.
19. В ходе производства по делам о НТП необходимо принимать меры по проверке доводов перевозчика о выполнении им своих обязательств.
20. При перемещении товара в соответствии с таможенным режимом транзит подлежат выяснению аналогичные вопросы.
21. Для подтверждения факта выполнения перевозчиком возложенных на него обязанностей по ввозу товара на территорию иностранного государства, наличии организации получателя товара, их финансово-хозяйственной деятельности в интересующей части, могут запрашиваться таможенные службы соответствующих государств.
Статс-секретарь - |
Ю.Ф. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 1 марта 2002 г. N 01-06/8223 "О порядке взаимодействия таможенных органов при возбуждении и производстве дел о нарушении таможенных правил в отношении лиц, совершивших правонарушения при доставке и транзите товаров"
Текст письма официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 675
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.