г. Владивосток |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А51-1156/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Т.А. Солохиной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому р-ну Управления Федерального казначейства по ПК
апелляционное производство N 05АП-9507/2012
на решение от 18.09.2012 года
судьи Д.Н. Кучинского
по делу N А51-1156/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края (ИНН 2502023037, ОГРН 1022500535859) к Отделению по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ИНН2503014476, ОГРН 1022500578770)
третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 15118
о признании незаконными действий об отказе в принятии к исполнению исполнительного листа
при участии:
от Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Безрукова М.А. - ведущий специалист-эксперт по доверенности N 01-06/847 от 14.06.2012, срок действия до 31.12.2012;
от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края (далее - Управление Пенсионного фонда), Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 15118: не явились
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Отделению по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконными действий об отказе в принятии к исполнению исполнительного листа, обязании принять к исполнению и исполнить исполнительный лист.
Решением от 18.09.2012 года суд признал незаконными действия Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю об отказе принятия к исполнению исполнительного листа АС N 000361363 по делу N А51-8981/2011, изложенные в письме от 30.11.2011 N 02-55/1589. В удовлетворении заявления в остальной части отказал.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт в части удовлетворения требований учреждения, Отделение считает ошибочными выводы суда, содержащиеся в мотивировочной части решения.
Ссылаясь на положения статьи 242.3 БК РФ, указывает, что исполнительные документы, предусматривающие взыскание с должников, не имеющих лицевых счетов в органе федерального казначейства, подлежат возврату. Поскольку у должника отсутствует лицевой счет, у органа федерального казначейства отсутствует реальная возможность исполнить судебный акт.
Полагая, что действия Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю являются правомерными, заявитель жалобы просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Управление Пенсионного фонда, третье лицо явку представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Пенсионного фонда, третьего лица.
В судебном заседании представитель Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение Арбитражного суда Приморского края просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.08.2011 по делу N А51-8981/2011 удовлетворены требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 15118 о взыскании 713079 рублей 23 копейки недоимки по уплате страховых взносов и 14587 рублей 05 копеек пеней. 14.11.2011 судом выдан исполнительный лист АС N 000361363.
Заявлением от 22.11.2011 N 53822 взыскатель направил исполнительный лист АС N 000361363 на исполнение в орган Федерального казначейства по месту нахождения Федерального бюджетного учреждения - войсковой части 15118 - в Отделение по г.Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Письмом от 30.11.2011 N 02-55/1586 Отделение УФК возвратило исполнительный лист взыскателю как ошибочно направленный в его адрес, мотивировав отказ в принятии исполнительного документа тем, что должник - ФБУ - войсковая часть 15118 исключена из сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета и 10.03.2011 ей закрыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства.
Полагая, что отказ в принятии исполнительного документа является незаконным, нарушает права и законные интересы Пенсионного фонда Российской Федерации, взыскатель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, возврат исполнительного документа Отделению по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обусловлен отсутствием в данном органе Федерального казначейства лицевого счета должника - Войсковая часть 15118.
Основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, предусмотрены пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Государственного учреждения, исходил из того, что установленный пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень оснований для возврата исполнительных документов является исчерпывающим, в связи с чем возврат исполнительного документа по иной причине, не может признаваться законным.
Апелляционный суд полагает, что указанный вывод суда первой инстанции основан на правильном применении норм материального права.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При данных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые действия ответчика нарушают права заявителя на своевременное исполнение судебного акта, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал действия Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю об отказе принятия к исполнению исполнительного листа АС N 000361363 по делу N А51-8981/2011, изложенные в письме от 30.11.2011 N 02-55/1589 несоответствующими требованиям статей 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и удовлетворил заявленные требования в данной части.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.09.2012 года по делу N А51-1156/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1156/2012
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края
Ответчик: Отделение по г. Большой камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по ПК
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 15118