г. Владивосток |
|
27 ноября 2012 г. |
Дело N А51-15989/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Тавлан"
апелляционное производство N 05АП-9005/2012
на решение от 29.08.2012 года
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-15989/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Тавлан"
к УПФР по г. Дальнегорску ПК
о признании незаконным решения от 02.07.2012 N 8 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
при участии:
от ООО "Тавлан": Игуменов М.А. по доверенности от 05.07.2012, срок действия 3 года;
от ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Дальнегорску Приморского края: Лукьянова Л.А. - главный специалист-эксперт по доверенности N 7 от 14.11.2012, срок действия до 31.12.2012, Лычкина С.Е. - главный специалист-эксперт по доверенности от 15.05.2012, срок действия до 31.12.2012, Денисенко Е.Ю. ведущий специалист-эксперт по доверенности N 6 от 14.11.2012, срок действия до 31.12.2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тавлан" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Дальнегорску Приморского края (далее по тексту - управление, учреждение) с заявлением о признании незаконным решения от 02.07.2012 N 8 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением арбитражного суда от 29 августа 2012 года в удовлетворении заявления общества было отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Тавлан" обжаловало его в апелляционном порядке. Не оспаривая вывод первой судебной инстанции о том, что общество по итогам отчетного периода "9 месяцев" утратило право применять льготный тариф по страховым взносам, заявитель жалобы считает, что перерасчет должен производиться не за весь расчетный период, а только за 4 квартал. Общество считает, что судом неправильно истолкованы ч.1.4 ст. 58, ст. 346.15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ). По мнению заявителя, указанные нормы не предусматривают обязанность определить налоговую базу для начисления страховых взносов нарастающим итогом.
Пенсионный фонд против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19 ноября 2012 года был объявлен перерыв до 26 ноября 2012 года до 11 часов 50 минут.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управление провело выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательное медицинское страхования за 2011 год.
В ходе проверки установлено, что по итогам отчетного периода "9 месяцев" страхователь утратил право на пониженный тариф страховых взносов, в связи с чем по итогам проверки Управлением было принято решение N 8 от 02.07.2012 о привлечении ООО "Тавлан" к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, согласно которому общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 51682,40 рублей, а также доначислены к уплате страховые взносы в размере 258412 рублей и пени - 23954,66 рублей.
Не согласившись с принятым ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Дальнегорску Приморского края решением, ООО "Тавлан" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (статья 12 Закона N 212-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и занимающиеся видами деятельности, предусмотренными п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, имеют право на пониженный тариф страховых взносов в пенсионный фонд 18% в 2011 г. и 20% в 2012 г. (ч. 3.2, 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
На основании части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
Перечень льготных видов деятельности приведен в самом п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, и их необходимо квалифицировать по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст).
Следовательно, чтобы воспользоваться данной льготой, необходимо соблюдение двух условий: основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСН, должен быть один из видов, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
По данным выездной проверки установлено, что фактически в проверяемом периоде ООО "Тавлан" применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "Доходы" и осуществляла два вида деятельности, которые относятся к видам деятельности, поименованным в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ:
- "Производство общестроительных работ" (код ОКВЭД 45.21) с долей доходов 43.13% от выручки от реализации товаров (работ, услуг);
- "Строительство и ремонт судов" (код ОКВЭД 35.1) с долей доходов 54,4 % от выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Суд пришел к правильному выводу, что обществом не выполнено одно из условий, служащих основанием для применения пониженных тарифов, установленных частью 3.2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, так как доля доходов по каждому из вышеуказанных видов деятельности составляет менее 70% в общем объеме доходов.
Суммирование доходов, полученных от осуществления двух видов деятельности, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ при определении условий применения пониженных тарифов законом не предусмотрено.
Поскольку согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а в течение отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года) страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно, суд обоснованно отклонил довод заявителя, что расчет по общим тарифам должен быть произведен только за отчетный период, в котором страхователь утратил право на применение льготы.
Однако судом не учтено, что обязанность произвести перерасчет (восстановить и уплатить) страховых взносов в силу требований части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ возникает у страхователя только с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя заявленному основному виду экономической деятельности, то начисление пени за неуплату страховых взносов в виде ежемесячных обязательных платежей за отчетные периоды, когда страхователь обоснованно пользовался льготой, является неправомерным.
Таким образом, обязанность ООО "Тавлан" произвести перерасчет возникла по итогам календарного года по сроку уплаты 14 января 2012, так как на протяжении первого квартала, полугодия, девяти месяцев 2011 года общество обоснованно исчисляла страховые взносы по пониженному тарифу, что не оспаривается и пенсионным фондом.
Данная правовая позиция подтверждается тем, что из ранее действовавшей редакции части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" были исключены слова "с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней".
Закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ действует с 01.01.2012 года, следовательно в момент возникновения у общества обязанности произвести перерасчет и уплатить страховые взносы в общеустановленном порядке норма действовала в новой редакции и не обязывала страхователя исчислить пени за предшествующий период.
При установленных обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу, что начисление пени с 16.02.2011 года до 14.01.2012 года в общей сумме 12 196,36 руб. произведено необоснованно, решение пенсионного фонда в указанной части следует признать незаконным, а решение суда подлежит изменению.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 000 рублей, излишне уплаченная обществом "Тавлан" государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29 августа 2012 года по делу N А51-15989/2012 изменить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Дальнегорску Приморского края от 02.07.2012 N 8 по пункту 5 в части начисления пени в сумме 12 196 рублей 36 копеек как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Тавлан" в остальной части отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тавлан" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 19.09.2012 N 605 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15989/2012
Истец: ООО "Тавлан"
Ответчик: УПФР по г. Дальнегорску ПК
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9392/13
09.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9392/13
04.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-457/13
19.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-632/13
19.02.2013 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-15989/12
24.12.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9005/12
27.11.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9005/12
29.08.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-15989/12