г. Челябинск |
|
16 ноября 2012 г. |
Дело N А76-8844/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Деевой Г.А. и Мальцевой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный завод по изготовлению запасных частей и сменного оборудования" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 сентября 2012 г. по делу N А76-8844/2012 (судья Воронин А.Г.),
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный завод по изготовлению запасных частей и сменного оборудования" (далее - ООО "Спецремзавод", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к государственному учреждению Военный комиссариат Челябинской области (далее - Военный комиссариат, ответчик) о взыскании расходов, связанных с выплатой работникам завода среднего заработка за время исполнения ими воинских обязанностей в общей сумме 5 944 руб. 63 коп.
Решением суда первой инстанции от 03 сентября 2012 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Спецремзавод" (далее также - податель апелляционной жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о возмещении расходов, связанных с выплатой работникам завода среднего заработка за время исполнения ими воинских обязанностей в общей сумме 5 944 руб. 63 коп.
Податель апелляционной жалобы указал на то обстоятельство, что ООО "Спецремзавод" были произведены выплаты среднего заработка своим работникам за период участия их в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в период с марта 2011 года по январь 2012 года в общей сумме 16 792 руб. 69 коп. С данной суммы обществом исчислены и уплачены во внебюджетные фонды страховые взносы в размере 5 944 руб. 63 коп.
По мнению подателя апелляционной жалобы, является несостоятельным вывод суда о том, что выплаты работникам, участвовавшим в мероприятиях, связанных с исполнением ими воинской обязанности носят компенсационный характер и не связаны с трудовыми отношениями. В период прохождения военных сборов трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются, трудовой стаж работника не приостанавливается.
Также является несостоятельным вывод суда о том, что выплаты работникам в период исполнения ими воинской обязанности не является объектом обложения страховыми взносами. Статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрен исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в котором отсутствует указание на спорные выплаты, соответственно, такие выплаты являются объектом обложения страховыми взносами.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что у Военного комиссариата отсутствует обязанность компенсировать истцу расходы по уплате спорных страховых взносов является необоснованным.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ответчик ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Военный комиссариат представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым ответчик просит оставить решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению.
Как установлено судом первой инстанции, работники истца: Хайбуллин С.Р. согласно повестке в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" призван на военную службу 04 апреля 2011 г.; по справке о заработной плате средний заработок, сохраняемый за время исполнения воинской обязанности от 30 марта 2011 г. - 523 руб. 68 коп.; Малов И.С. согласно повестке в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" призван на военную службу 15 апреля 2011; по справке о заработной плате средний заработок, сохраняемый за время исполнения воинской обязанности от 30 марта 2011 г. - 1132 руб. 05 коп; Сулейманов Д.Р. согласно повесткам в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" призван на военную службу 15 марта 2011 г., в период с 28 марта 2011 г. по 01 апреля 2011 г. проходил стационарное медицинское обследование (лечение) в терапевтическом отделении ЦГБ ОКБ г. Чебаркуля и 19 апреля 2011 г. призван на военную службу; по справке о заработной плате средний заработок, сохраняемый за время исполнения воинской обязанности от 30 марта 2011 г. - 1 034 руб. 70 коп, от 29 апреля 2011 г. - 5 101 руб. 13 коп, от 08 июня 2011 г. - 3 134 руб. 25 коп; Попов В.В. согласно повесткам в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" призван на военную службу 03 октября 2011 г., в период с 04 октября 2011 г. по 11 октября 2011 г. проходил амбулаторное медицинское обследование в поликлинике ЦГБ ОКБ г. Чебаркуля и 17 октября 2011 г. призван на военную службу; по справке о заработной плате средний заработок, сохраняемый за время исполнения воинской обязанности от 08 ноября 2011 г. - 5 866 руб. 88 коп.
Истец для оплаты ответчику расходов ООО "Спецремзавод", связанных с выплатой среднего заработка, сохраняемого за время исполнения воинских обязанностей работниками ООО "Спецремзавод" в апреле 2011 г. сформировал счёт N 224 от 11 мая 2011 г. - 7 791 руб. 56 коп; в мае 2011 г. сформировал счёт N 230 от 01 июня 2011 г. - 3 134 руб. 25 коп; в октябре 2011 г. сформировал счёт N 264 от 08 ноября 2011 г. - 5 866 руб. 88 коп.
Истец произвёл начисление страховых взносов, в том числе на страховую часть пенсии - 3 358 руб. 54 коп, накопительную часть пенсии - 1 007 руб. 56 коп; ФФОМС - 520 руб. 57 коп; ТФОМС - 335 руб. 86 коп; ФСС - 487 руб.; ФСС от несчастных случаев - 82 руб. 14 коп; всего: 5 944 руб. 63 коп (л.д. 16-29 том 1).
В возмещение средней заработной платы истец сформировал счёт N 278 от 20 января 2012 г. на сумму 5 944 руб. 63 коп. страховых взносов.
Истец в письме от 20 января 2012 г. N 10/1-3 со ссылкой на статьи 6, 56 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункт 4 Правил компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. N 704, письмо Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. N 784-19 и Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах" просил ответчика возместить ему расходы, связанные с выплатой работникам завода среднего заработка за время исполнения ими воинских обязанностей в сумме 5 944 руб. 63 коп.
Ответчик в письме от 21 февраля 2012 г. N ф/474 в выплате 5 944 руб. 63 коп. отказал, на основании того, что спорные выплаты объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не являются.
Ссылаясь на необоснованность данного отказа, ООО "Спецремзавод" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований по настоящему делу, суд первой инстанции указал на то, что денежные средства, поступившие истцу от Военного комиссариата являются не платой по трудовому договору, а компенсацией среднего заработка работникам, участвовавшим в мероприятиях, связанных с воинским учётом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов. Истец не должен был учитывать суммы среднего заработка, компенсируемого работникам, привлекавшимся к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при исчислении страховых взносов и, соответственно, у Военного комиссариата отсутствует обязанность компенсировать истцу расходы по уплате спорных страховых взносов. С учётом изложенного, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией "О воинской обязанности и военной службе", за счёт средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовому договору, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей. Кроме того, они подпадают под действие статей 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации, а поэтому не должны облагаться страховыми взносами. При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности в сумме 5 944 руб. 63 коп не имеется.
Указанные выводы суда первой инстанции нельзя признать законными и обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. N 704.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. N 704 (далее - Правила N 704) установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 339-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 указанного закона. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающим гражданином медицинского освидетельствования для решения вопроса о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, в указанном перечне не поименован.
Исходя из системного толкования перечисленных норм, в период прохождения указанного медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
Таким образом, учитывая, что истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами N 704.
Аналогичная позиция относительно наличия обязанности уплачивать страховые взносы изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 4922/11, а также в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N ВАС-13062/12.
Указанные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были.
Возражений относительно арифметической верности расчета начисленных страховых взносов ответчиком не заявлено.
При таких обстоятельствах, требования истца следовало удовлетворить в полном объеме, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям предусмотренным п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 сентября 2012 г. по делу N А76-8844/2012 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный завод по изготовлению запасных частей и сменного оборудования" - удовлетворить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Специализированный завод по изготовлению запасных частей и сменного оборудования" удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения Военный комиссариат Челябинской области (ИНН 7453044672, ОГРН 1027403902580) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный завод по изготовлению запасных частей и сменного оборудования" (ИНН 7450054707, ОГРН 1077450007910) расходы, связанные с выплатой работникам общества с ограниченной ответственностью "Специализированный завод по изготовлению запасных частей и сменного оборудования" среднего заработка за время исполнения ими воинской обязанности в сумме 5 944 руб. 63 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Г.А.Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8844/2012
Истец: ООО "Специализированный завод по изготовлению запасных частей и сменного оборудования", ООО "Спецремзавод"
Ответчик: Военный комиссариат Челябинской области, Отдел Военного комиссариата Челябинской области по г. Чебаркуль
Третье лицо: Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10736/12