Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу ГТК РФ
от 23 сентября 1994 г. N 485
Общее положение
о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Юридический отдел, юридическая группа, юрисконсульт таможенного органа Российской Федерации (далее - юридическая служба) - специализированные структурные подразделения таможенных органов либо самостоятельная должность, учреждаемые в целях организации и непосредственного осуществления правовой работы в таможенных органах, включая правовое обеспечение функционирования этих органов и контроль за соблюдением законности в их деятельности.
1.2. Юридические службы таможенных органов составляют единую систему с двойным подчинением - непосредственно начальнику таможенного органа и вышестоящей юридической службе.
1.3. Юридическая служба организует и непосредственно осуществляет правовую работу в интересах всех структурных подразделений таможенного органа и выполняет функции головного юридического подразделения (головной юридической должности) соответствующего таможенного органа.
1.4. В своей деятельности юридическая служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" и другими законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации и методическими рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации, а также настоящим Положением.
2. Система юридических служб таможенных органов
2.1. Систему юридических служб составляют:
в Государственном таможенном комитете Российской Федерации Правовое управление;
в региональных таможенных управлениях - юридический отдел;
в таможнях - юридический отдел или юридическая группа;
в таможенных постах - юридическая группа или юрисконсульт.
2.2. Положение о Правовом управлении ГТК России утверждается Председателем ГТК России.
Положения о юридических отделах, юридических группах, юрисконсультах разрабатываются региональными таможенными управлениями и таможнями на основе настоящего Положения, согласовываются с Правовым управлением ГТК России и утверждаются начальниками региональных таможенных управлений и таможен.
2.3. Реорганизация и ликвидация юридической службы допускается только с разрешения ГТК России.
2.4. Штатная численность сотрудников юридических служб определяется ГТК России.
2.5. Методическое и общее руководство деятельностью системы юридических служб осуществляется Правовым управлением ГТК России.
3. Основные задачи юридической службы
3.1. Обеспечение правовыми средствами реализации законодательства Российской Федерации о таможенном деле и нормативных актов ГТК России.
3.2. Организация разработки и непосредственная разработка нормативных и иных правовых актов по основным направлениям деятельности таможенных органов.
3.3. Использование правовых средств для обеспечения соблюдения законности таможенными органами и их должностными лицами.
3.4. Осуществление контроля за соответствием действующему законодательству Российской Федерации и международным договорам, участником которых является Российская Федерация, проектов нормативных актов и иных правовых документов, представляемых на подпись руководству таможенных органов.
3.5. Осуществление методического руководства правовой работой в таможенных органах.
3.6. Пропаганда и разъяснение таможенного законодательства, юридическая помощь подразделениям таможенных органов и должностным лицам таможенных органов, информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела.
3.7. Ведение систематизированного юридического учета актов законодательства и нормативных актов, поддержание их в контрольном состоянии.
3.8. Поддержание взаимоотношений с органами законодательной (представительной) и исполнительной власти в целях правового обеспечения деятельности таможенных органов.
3.9. Защита правовыми средствами законных прав и интересов таможенных органов и сотрудников, проходящих службу в таможенных органах, а также представление их интересов в судебно-правовых учреждениях.
4. Функции юридической службы
4.1. В области реализации законодательства Российской Федерации о таможенном деле и нормативных актов ГТК России, также организации и ведения нормотворческой деятельности:
- осуществляет общий правовой анализ функционирования таможенной системы Российской Федерации и иностранных государств;
- выявляет правовые проблемы в деятельности таможенных органов и потребности в правовом обеспечении этой деятельности;
- подготавливает предложения по совершенствованию таможенного законодательства Российской Федерации;
- анализирует тенденции развития правового регулирования в Российской Федерации;
- обеспечивает правовыми средствами единообразное применение таможенного законодательства таможенным органом, в состав которого она входит, и нижестоящими таможенными органами;
- обобщает и анализирует правоприменительную практику в таможенных органах, разрабатывает предложения по правовому упорядочению этой практики, представляет предложения начальнику таможенного органа и направляет их для рассмотрения в вышестоящую юридическую службу;
- готовит отчеты, справочные и аналитические материалы по вопросам правоприменительной практики и состоянию правовой работы и направляет их в вышестоящую юридическую службу;
- разрабатывает перспективные и текущие планы нормотворческой деятельности таможенных органов Российской Федерации, участвует в их реализации и контроле за их выполнением;
- разрабатывает самостоятельно либо совместно с другими подразделениями таможенного органа проекты нормативных актов, а также наиболее важных и сложных правовых актов индивидуального характера;
- осуществляет авторское сопровождение подготовленных юридической службой проектов нормативных актов;
- подготавливает предложения об отмене, изменении или дополнении нормативных актов ГТК России, нормативных и иных правовых актов таможенного органа в целях обеспечения внутренней согласованности правовых документов;
- рассматривает (рецензирует), в том числе с привлечением заинтересованных подразделений, поступающие в таможенные органы на отзыв проекты правовых документов.
4.2. В области обеспечения соблюдения законности таможенными органами и контроля за соответствием действующему законодательству Российской Федерации проектов нормативных и иных правовых актов таможенных органов:
- выявляет причины и условия, способствующие нарушению законности таможенным органом, в состав которого она входит, нижестоящими таможенными органами и должностными лицами таможенных органов;
- участвует в подготовке и осуществлении мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности;
- участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения актов законодательства, нормативных и иных правовых актов в деятельности таможенных органов;
- осуществляет сводный контроль за соблюдением законности в деятельности подразделений таможенного органа, в состав которого она входит, и нижестоящих таможенных органов;
- при отсутствии в таможенном органе подразделения по контролю за соблюдением законности в производстве по делам о преступлениях и правонарушениях выполняет функции такого подразделения;
- проверяет на соответствие действующему законодательству представляемые на подпись руководству таможенного органа проекты приказов, инструкций и других нормативных и иных правовых актов, а также договоров, соглашений, контрактов; подписывает (вторая подпись) указанные акты; визирует договоры, соглашения, контракты и иные документы;
- осуществляет контроль за законностью нормативных и иных правовых актов и документов в нижестоящих таможенных органах; принимает меры к отмене или изменению актов, противоречащих действующему законодательству;
- ведет учет подписанных (вторая подпись) и рассмотренных в порядке предварительной консультации проектов нормативных и иных правовых актов и документов, подготавливает (при необходимости) аналитические материалы по выявленным недостаткам;
- совместно с другими подразделениями рассматривает жалобы, заявления и иные обращения, в которых указывается на нарушения законности в деятельности таможенных органов.
4.3. В области методического руководства правовой работы в таможенных органах:
- осуществляет организационно-методическое обеспечение нормотворческой деятельности таможенного органа, в состав которого она входит, и нижестоящих таможенных органов;
- оказывает нижестоящим таможенных органам по их запросам юридическую помощь в подготовке проектов нормативных и иных правовых актов;
- проводит периодическую проверку издаваемых нижестоящими таможенными органами нормативных и иных правовых актов; подготавливает и представляет начальнику таможенного органа предложения об отмене или изменении этих актов;
- осуществляет контроль за исполнением должностными лицами таможенных органов нормативных актов по таможенному делу;
- осуществляет контроль за состоянием правовой работы в таможенном органе, в состав которого она входит, и нижестоящих таможенных органах;
- разрабатывает методические рекомендации, а также проекты нормативных и иных правовых актов, направленных на повышение эффективности правовой работы таможенных органов;
- оказывает помощь нижестоящей юридической службе;
- обеспечивает стажировку сотрудников нижестоящих юридических служб;
- ведет учет сведений о кадровом составе нижестоящих юридических служб;
- осуществляет подготовку проектов типовых документов, используемых нижестоящими таможенными органами;
- проводит совещания и семинары с сотрудниками таможенных органов по обмену опытом правовой работы;
- принимает участие в разработке предложений по совершенствованию системы управления в таможенном органе, в состав которого она входит, и нижестоящих таможенных органах, по определению прав и обязанностей структурных подразделений и должностных лиц таможенных органов.
4.4. В области пропаганды и разъяснения законодательства и оказания юридической помощи:
- разъясняет сотрудникам таможенного органа, в состав которого она входит, и нижестоящей юридической службе положения правовых актов по таможенному делу, в том числе путем проведения инструктирования;
- осуществляет инструктирование по правовым вопросам, относящимся к иным отраслям права;
- отвечает на запросы нижестоящих таможенных органов относительно применения таможенного законодательства;
- организует и обеспечивает изучение сотрудниками таможенных органов таможенного законодательства, нормативных актов ГТК России;
- разрабатывает мероприятия по пропаганде таможенного законодательства и участвует в их реализации;
- представляет в установленном порядке интересы соответствующих таможенных органов Российской Федерации и их сотрудников в судебно-правовых учреждениях, органах государственной власти и местного самоуправления;
- участвует в разработке и реализации программ повышения правовой квалификации, юридических знаний и навыков сотрудников таможенных органов, в проведении занятий и семинаров по правовым вопросам в системе повышения квалификации и других формах обучения;
- анализирует публикации и выступления в средствах массовой информации по вопросам правовой работы таможенных органов, осуществляет адекватные меры реагирования в отношении указанных публикаций и выступлений;
- осуществляет информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела.
4.5. В области систематизированного юридического учета актов законодательства и нормативных актов:
- осуществляет в соответствии с предъявляемыми требованиями систематизированный юридический учет поступающих в таможенные органы законодательных и иных нормативных актов, а также издаваемых ими нормативных актов, поддерживает их в контрольном состоянии;
- выявляет нормативные акты, подлежащие юридическому учету;
- осуществляет сбор, накопление, хранение и обработку материалов по правовым вопросам;
- подготавливает необходимые справочные материалы по действующему законодательству;
- принимает меры к пополнению нормативного фонда (в том числе за счет опубликованных нормативных актов); комплектует библиотеки юридической литературы (кодексами, справочниками, сборниками, комментариями, бюллетенями и пр.); оформляет подписку на периодические правовые издания;
- осуществляет ознакомление сотрудников таможенного органа с требуемыми законодательными и иными нормативными актами, оказывает им помощь в поиске необходимых правовых документов;
- подготавливает совместно с другими подразделениями либо самостоятельно предложения об отмене или изменении устаревших либо фактически утративших силу правовых актов, имеющихся в нормативном фонде;
- оказывает методическую и практическую помощь нижестоящим юридическим службам в организации систематизированного юридического учета нормативных актов;
- участвует в подготовке сборников, справочников и других пособий по действующему таможенному законодательству и нормативным актам ГТК России.
4.6. В области взаимодействия с органами законодательной (представительной) и исполнительной власти:
- участвует в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов, разрабатываемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти в области таможенного дела;
- обеспечивает правовыми средствами взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими органами;
- отвечает на запросы правового характера, поступающие от других правоохранительных и контролирующих органов.
4.7. В области защиты законных прав и интересов таможенных органов:
- участвует в разработке нормативных и иных правовых актов, регулирующих договорную и претензионно-исковую работу, а также финансово-хозяйственную деятельность таможенных органов;
- защищает правовыми средствами права, имущественные и иные интересы таможенных органов в судах, арбитражных судах и других учреждениях при рассмотрении споров по искам, предъявляемым к таможенным органам либо предъявляемым таможенными органами; участвует в подготовке необходимых процессуальных документов;
- обеспечивает участие в судопроизводстве своих сотрудников в качестве представителей таможенного органа;
- совместно с другими подразделениями участвует в работе по подготовке и заключению таможенными органами хозяйственных договоров, визирует такие договоры, принимает меры к обеспечению их надлежащего исполнения;
- ведет претензионную работу;
- проводит работу по укреплению договорной дисциплины, применению мер воздействия к контрагентам, нарушающим договорные обязательства;
- анализирует и обобщает договорную и претензионно-исковую работу, судебную практику, составляет необходимые справки, обзоры и другие аналитические материалы для единовременного и периодических докладов начальнику таможенного органа и вышестоящей юридической службе;
- осуществляет методическое руководство претензионной работой в нижестоящих юридических службах;
- оказывает содействие сотрудникам таможенных органов в правовом обеспечении их социальной защищенности и других законных прав и интересов;
- осуществляет контакты с юридическими службами государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в интересах защиты законных прав и интересов таможенных органов;
- обеспечивает правовыми средствами сохранность федеральной государственной собственности, правомочия собственника в отношении которой осуществляются ГТК России;
- принимает совместно с финансовыми подразделениями меры по ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности в таможенных органах;
- совместно с главным бухгалтером осуществляет работу по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и иного имущества, обеспечивает передачу в надлежащих случаях этих материалов в судебно-правовые учреждения;
- совместно с финансовыми службами принимает меры по возмещению материального ущерба, причиненного таможенному органу его сотрудниками.
5. Права юридической службы
5.1. Получать в первоочередном порядке для ознакомления, использования в работе и взятия на систематизированный юридический учет поступающие в таможенный орган законодательные и иные нормативные акты и документы.
5.2. Запрашивать и получать от должностных лиц таможенного органа, в состав которого входит юридическая служба, и нижестоящих таможенных органов документы правового характера и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу функций. Запрос является обязательным для исполнения соответствующим руководителем.
5.3. Проверять соблюдение законности в деятельности таможенного органа, в состав которого входит юридическая служба, и нижестоящих таможенных органов.
5.4. Требовать от руководителей структурных подразделений таможенного органа и начальника нижестоящего таможенного органа прекращения незаконных действий, отмены или изменения незаконных правовых актов.
5.5. Участвовать в оперативных совещаниях таможенного органа.
5.6. Привлекать с согласия руководителя структурного подразделения таможенного органа и начальника нижестоящего таможенного органа их сотрудников для подготовки проектов правовых документов и осуществления иных мероприятий, связанных с нормотворческой деятельностью и организацией правовой работы.
5.7. Возвращать исполнителям на доработку некачественные и противоречащие действующему законодательству проекты нормативных актов и других документов, составлять по ним необходимые заключения и справки об устранении выявленных нарушений. По поручению начальника таможенного органа самостоятельно перерабатывать указанные проекты.
5.8. Участвовать в распределении средств фондов материального поощрения и социально-культурных мероприятий. Подготавливать предложения о снижении премий либо отказе в их предоставлении сотрудникам, допустившим нарушения законности.
5.9. Получать необходимую консультативную помощь в суде, адвокатуре, юридических фирмах, других учреждениях и организациях, в том числе с оплатой их услуг за счет средств таможенного органа.
5.10. Подготавливать от собственного имени или по поручению руководства таможенного органа рекомендации по вопросам правовой деятельности таможенных органов.
5.11. Взаимодействовать с судебно-правовыми учреждениями по вопросам, входящим в компетенцию юридической службы.
6. Руководитель юридической службы
6.1. Юридическая служба таможенного органа возглавляется:
- в региональных таможенных управлениях - начальником юридического отдела;
- в таможнях - начальником юридического отдела или руководителем юридической группы;
- в таможенных постах - руководителем юридической группы, юрисконсультом.
6.2. На должность руководителя юридической службы назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности.
В исключительных случаях на должность юрисконсульта могут назначаться лица, обучающиеся на последних курсах высших учебных заведений по юридической специальности.
6.3. Руководитель юридической службы назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом вышестоящего таможенного органа, назначающего на должность начальника таможенного органа, в состав которого входит юридическая служба, по совместному представлению указанного начальника и руководителя вышестоящей юридической службы.
6.4. Руководитель юридической службы находится в непосредственном подчинении начальника таможенного органа, а по вопросам организации и методологии правовой работы подчиняется руководителю вышестоящей юридической службы.
6.5. На время отсутствия руководителя юридической службы (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) его права и обязанности переходят к его заместителю, а при отсутствии такого заместителя либо в случае, когда в составе юридической службы имеется несколько заместителей руководителя, - к назначенному приказом таможенного органа сотруднику юридической службы.
6.6. Руководитель юридической службы:
- требует от руководителей структурных подразделений таможенного органа принятия мер по неукоснительному соблюдению законодательства в деятельности таможенного органа;
- руководит всей деятельностью юридической службы и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение функций юридической службы, изложенных в настоящем Положении;
- несет ответственность за соответствие законодательству подписываемых (вторая подпись) и визируемых им проектов правовых актов и документов, представляемых на подпись руководству таможенного органа, и данных им юридических заключений;
- несет ответственность за несвоевременное представление отчетов в вышестоящую юридическую службу;
- распределяет обязанности между сотрудниками юридической службы, утверждает их планы работы;
- вносит в установленном порядке представления о присвоении специальных званий сотрудникам юридической службы, а также предложения о поощрении либо наложении дисциплинарных взысканий в отношении работников таможенных органов, допустивших нарушения действующего законодательства;
- представляет юридическую службу в государственных органах, предприятиях, учреждениях и организациях.
6.7. Нормативные и иные правовые акты до представления руководству таможенного органа должны быть подписаны руководителем юридической службы (вторая подпись). Без указанной подписи акт не вступает в силу и не должен приниматься к исполнению, за исключением случаев, указанных в п. 6.8 настоящего Положения.
6.8. При несоответствии законодательству проектов правовых актов и документов, представляемых на подпись руководству таможенного органа, руководитель юридической службы, не подписывая (вторая подпись) проект акта или не визируя документ, докладывает начальнику таможенного органа об этом и представляет предложения по устранению такого несоответствия.
В случае, если начальник таможенного органа не согласен с заключением юридической службы, он вправе подписать (утвердить) акт или документ под свою ответственность, указав в тексте акта или документа на то, что акт или документ вступает в силу без второй подписи или визы, и незамедлительно известив об этом в письменной форме начальника вышестоящего таможенного органа. Руководитель юридической службы незамедлительно информирует об этом же руководителя вышестоящей юридической службы.
6.9. При обнаружении нарушения законности в деятельности таможенного органа или должностных лиц таможенного органа руководитель юридической службы обязан незамедлительно доложить об этом начальнику таможенного органа, предложив меры по устранению таких нарушений. При непринятии начальником таможенного органа необходимых мер руководитель юридической службы информирует не позднее пятидневного срока о выявленных нарушениях руководителя вышестоящей юридической службы.
6.10. Попытки оказания незаконного воздействия на руководителя и иных сотрудников юридической службы или преследования за выполнение ими своих обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, должны немедленно пресекаться руководством таможенного органа, а виновные лица - привлекаться к ответственности. Руководитель юридической службы обязан в пятидневный срок информировать руководителя вышестоящей юридической службы о таких попытках и их пресечении.
6.11. Разногласия между руководителем юридической службы и начальником таможенного органа разрешаются начальником вышестоящего таможенного органа по представлению руководителя юридической службы этого вышестоящего органа.
7. Сотрудники юридических служб
7.1. Сотрудники юридических служб являются должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, на них распространяются все права и обязанности, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации.
7.2. Юридическая служба комплектуется из числа специалистов, имеющих высшее юридическое образование, а также лиц, обучающихся на последних курсах высших учебных заведений по юридической специальности. В исключительных случаях, с согласия вышестоящей юридической службы, юридическая служба может комплектоваться из числа лиц, не имеющих высшего юридического образования, при наличии стажа работы по юридической специальности не менее двух лет и стажа практической работы в таможенных органах не менее одного года.
7.3. Назначение на должность и увольнение от занимаемой должности специалистов юридических служб производится начальником таможенного органа по представлению руководителя юридической службы таможенного органа.
7.4. Сотрудник юридической службы несет ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых проектов правовых документов, данных им заключений и консультаций.
8. Заключительные положения
8.1. Юридическая служба осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, утверждаемым начальником таможенного органа по представлению руководителя юридической службы.
8.2. Возложение на сотрудников юридической службы обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением и не относящихся к правовой работе, не допускается.
8.3. ГТК России, региональные таможенные управления, таможни обязаны обеспечивать юридические службы необходимыми нормативными материалами по правовым вопросам, а также необходимой юридической литературой.
Расходы, связанные с приобретением юридическими службами указанных материалов и литературы для пополнения нормативного фонда и библиотеки юридической литературы, полностью возмещаются таможенными органами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.