г. Томск |
|
23 ноября 2012 г. |
Дело N А27-14797/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Музыкантовой М.Х., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области, г. Прокопьевск
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 14 сентября 2012 года по делу N А27-14797/2012 (судья Семенычева Е.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Горнопроходческое управление", г. Прокопьевск (ИНН 4223048797, ОГРН 1084223001345)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области, г. Прокопьевск
о признании недействительным решения N 2 от 04.05.2012 года и обязании возвратить денежные средства в размере 22 305, 57 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горнопроходческое управление" (далее по тексту- заявитель, Общество, ООО "Горнопроходческое управление") обратилось в арбитражный суд с заявление о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области (далее по тексту - заинтересованноелицо, Управление, Пенсионный фонд") от 04.05.2012 года N 2 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" и обязании Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области возвратить денежные средства, списанные с банковского счета в счет уплаты страховых взносов в сумме 17403,21 рублей, пени в сумме 1421,16 рублей, штрафа в сумме 3481,20 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14 сентября 2012 года заявленные требования удовлетворены, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области от 04.05.2012 года N 2 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" признано недействительным, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области обязано устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата Обществу с ограниченной ответственностью "Горнопроходческое управление" списанных с банковского счета денежные средства в счет уплаты страховых взносов в сумме 17403,21 рублей, пени в сумме 1421,16 рублей, штрафа в сумме 3481,20 рублей в порядке, предусмотренном статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 сентября 2012 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, поскольку вывод арбитражного суда о том, что оплата дней сдачи крови, а также представление и оплата дней отдыха в этой связи, не облагается страховыми взносами, противоречит действующему законодательству..
Подробно доводы Пенсионного фонда изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решения законным и обоснованным, просит оставить его в силе, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
Управление Пенсионного фонда заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области была проведена выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью "Горнопроходческое управление" по вопросам правомерности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц плательщиком страховых взносов.
По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области принято решение N 2, которым Общество с ограниченной ответственностью "Горнопроходческое управление" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 3481, 20 рублей за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения для исчисления страховых взносов. Указанным решением Обществу с ограниченной ответственностью "Горнопроходческое управление" предложено уплатить страховые взносы в размере 17 404 рублей и пени в размере 1 421,16 рублей.
Как следует из решения, основанием доначисления страховых взносов послужил вывод Управления о занижении базы для исчисления страховых взносов в результате не включения в нее сумм выплат среднего заработка работникам - донорам за дни сдачи кроки (её компонентов), а также оплаченный в связи с этим дополнительный отпуск.
Общество, не согласившись с указанным решением, а также со списанием денежных средств с банковского счета в счет уплаты страховых взносов, пени и штрафа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определенные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Выплаты организацией суммы среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ не поименованы и, следовательно, на основании части 1 статьи 7 Федерального законаN 212-ФЗ подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Согласно статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Иных оснований для неначисления страховых взносов на производимые выплаты данный нормативный акт не устанавливает.
Данные положения согласуются с положениями Федерального закона N 212-ФЗ и не противоречат положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются на выплаты, носящие компенсационный, единовременный характер в случаях и в пределах норм, прямо предусмотренных законодательством.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24 - 28 ТК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ, в целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно Письмам Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2010 N 647-19, от 19.05.2010 N 1239-19, от 26.05.2010 N 1343-19, от 28.10.2010 N 30-19/11437, от 10.03.2010 N 10-4/308103-19, в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами трудовым договором.
В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат компенсации, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и компенсации, установленные согласно статье 164 ТК РФ в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статьей 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" руководители предприятий, учреждений, организаций, обязаны: оказывать содействие государственным и муниципальным организациям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доноров; беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов; предоставлять безвозмездно необходимые помещения для взятия крови; предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
Согласно статье 186 ТК РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого ему гарантированно выплачивается заработная плата.
В соответствии с разъяснением, изложенным в письме Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2011 N 784-19 "О начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты в пользу работников" к объекту обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов относятся выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что рассматриваемые выплаты установлены ТК РФ и Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", выплачиваются работодателем в силу того, что между ним и работником существуют трудовые отношения, а также то, что данные выплаты в обязательном порядке производятся вне рамок каких-либо соглашений между ними и являются социальной гарантией донорам, возложенной государством на организации, суд приходит к выводу о том, спорные выплаты являются составной частью заработной платы и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений, при этом не имеет правового значения ни их название, ни способ формирования источника выплат данных сумм.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 4922/11, при этом апелляционный суд учитывает, что с изменением законодательства о страховых взносах квалификация спорных выплат не изменилась.
В связи с этим, доначисление Обществу страховых взносов на выплаты в размере среднего заработка, выплачиваемого работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха в сумме 17 404 руб., а также соответствующих сумм пени в размере 1 421,16 руб. за проверяемы период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года, является правомерным.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, Общество правомерно привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов, произошедшую в результате не включения им в базу для исчисления страховых взносов выплат работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха, в виде штрафа в размере 3 481,20 руб.
Порядок рассмотрения материалов проверки и вынесения оспариваемого решения, а также арифметически произведенный расчет доначисленных сумм страховых взносов, пени и штрафа заявителем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, заявитель по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц обязан доказать только те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого решения положениям ТК РФ, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования" и наличия нарушений прав заявителя как хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявителем иных доказательств, подтверждающих обоснованность своих требований, в арбитражный суд, как и в апелляционный суд, не представлено.
При этом признание или непризнание Обществом позиции Управления правового значения не имеет.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы Общества.
Следовательно, оснований для признания как излишне взысканных страховых взносов по инкассовым поручениям от 19.06.2012 года N N 05202070287430 - 05200702874441 суммы 22 305,57 руб. не имеется, и этой части требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 269 АПК РФ, об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 270 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 сентября 2012 года по делу N А27-14797/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью "Горнопроходческое управление" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14797/2012
Истец: ООО "Горнопроходческое управление"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска