г. Москва |
|
28 ноября 2012 г. |
Дело N А41-10602/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - Кандейкин Е.Г. по доверенности от 15.11.2012;
от заинтересованных лиц - не явились извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2012 года по делу N А41-10602/12, принятое судьей Нечаевой С.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Климовский городской рынок" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Климовский городской рынок" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом с требованиями:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Московской области в принятии решения о предоставлении ООО "Климовский городской рынок", в собственность за плату по десятикратной ставке земельного налога, земельного участка с кадастровым номером 50:56:0000000:6, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: рынок, общей площадью 2 127 кв.м, по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Мичурина, стоимостью 500 263 руб. 20 коп., и в не направлении ООО "Климовский городской рынок" договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка;
- обязать Территориальное управление Росимущества в Московской области принять решение о предоставлении ООО "Климовский городской рынок", в собственность за плату по десятикратной ставке земельного налога, земельный участок с кадастровым номером 50:56:0000000:6, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: рынок, общей площадью 2 127 кв.м, по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Мичурина, стоимостью 500 263 руб. 20 коп.;
- обязать Территориальное управление Росимущества в Московской области заключить с ООО "Климовский городской рынок" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:56:0000000:6, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: рынок, общей площадью 2 127 кв.м., по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Мичурина, стоимостью 500 263 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2012 года по делу N А41-10602/12 заявление общества с ограниченной ответственностью "Климовский городской рынок" удовлетворено.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что право собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок не зарегистрировано. Как указывает заинтересованное лицо, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок является необходимым условием, выполнение которого должно предшествовать принятию решения по вопросу о переоформлении прав либо предоставлению в собственность земельного участка, в связи с чем предоставление в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка невозможно.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Климовский городской рынок" на праве собственности принадлежит объект недвижимости, а именно: здание администрации, назначение: нежилое, общей площадью 661,9 кв.м, в том числе основная 635,4 кв.м, лит. А,Б,В,Д,Е,Ж,И,К,Л,М (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.01.2012 - л.д. 29).
Вышеуказанный объект недвижимости находится по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Мичурина, д. 4 и расположен на земельном участке общей площадью 2 127 кв.м с кадастровым номером 50:56:0000000:6, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - рынок, местоположение - Московская область, г. Климовск, ул. Мичурина.
Между Комитетом по управлению имуществом города Климовска и ООО "Климовский городской рынок" 01 сентября 2002 года заключен договор N 69/02 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:56:0000000:6 (предыдущий номер 50:56:030214:0002), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения городского рынка, по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Мичурина. Согласно пункту 2 договора настоящий договор заключен на срок до 01.09.2051.
ООО "Климовский городской рынок" 26 декабря 2011 года обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату в размере десятикратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка общей площадью 2 127 кв.м с кадастровым номером 50:56:000 00 00:6, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - рынок, местоположение - Московская область, г. Климовск, ул. Мичурина, являющегося собственностью Российской Федерации.
К указанному заявлению ООО "Климовский городской рынок" приложены все документы, определенные Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Как указывается в заявлении и не оспаривается заинтересованным лицом, по истечении установленного законом срока ответ от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на заявление от 26 декабря 2011 года обществом не получен.
Считая, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области по предоставлению земельного участка в собственность ООО "Климовский городской рынок" нарушает его права и законные интересы в сфере экономической и предпринимательской деятельности, заявитель обратился с заявлением в суд.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной, политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, (пункт 5 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)".
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что орган государственной власти или местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков подлежат государственному кадастровому учету.
При постановке земельного участка на кадастровый учет каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастровые номера. Кроме того, зарегистрированные участки получают уникальные характеристики: размер, место расположения, целевое назначение, качественным показателем - кадастровой оценкой.
Материалами дела установлено, что указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации, прошел соответствующий кадастровый учет и определен в качестве объекта гражданских правоотношений, в связи с чем 29 декабря 2011 года заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату в размере десятикратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка общей площадью 2 127 кв.м с кадастровым номером 50:56:000 00 00:6, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - рынок, местоположение - Московская область, г. Климовск, ул. Мичурина, являющегося собственностью Российской Федерации.
Судом установлено, что спорный земельный участок не является ограниченным в обороте или изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статье 27 ЗК РФ.
Для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 8, статьи 219 ГК РФ).
Согласно статьям 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Заявителем представлена в материалы дела выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31 января 2012 года, из которой следует, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание - здание администрации, назначение: нежилое, общей площадью 661,9 кв.м, в том числе основная 635,4 кв.м, лит. А,Б,В,Д,Е,Ж,И,К,Л,М, принадлежащие на праве собственности ООО "Климовский городской рынок.
В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от 24.03.2005г. N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 3.1. Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" испрашиваемый земельный участок относится к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ, пунктом 4.8. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 66, предоставление земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в аренду, а также продажа таких земельных участков, осуществляется Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Следовательно, ООО "Климовский городской рынок" правомерно обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ, перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
ООО "Климовский городской рынок" были представлены в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области все необходимые документы, предусмотренные указанным Перечнем документов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривается.
Из представленных в материалы дела документов, не следует, что площадь испрашиваемого земельного участка многократно превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимого имущества, принадлежащих ООО "Климовский городской рынок". Доказательств, подтверждающих, что площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует площади земельного участка, необходимой для использования принадлежащих обществу объектов недвижимого имущества, заинтересованным лицом не представлено.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ссылается на то, что право собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок не зарегистрировано, следовательно, предоставление в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка невозможно.
Указанный довод апелляционной жалобы апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку в материалы дела заявителем представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.11.2012 N 56/012/2012-162, согласно которой собственником спорного земельного участка является Российская Федерация (дата государственной регистрации права: 20.02.2003).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2012 года по делу N А41-10602/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10602/2012
Истец: ООО "Климовский городской рынок"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: ТУ Росимущества в Московской области
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1370/13
09.01.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11542/12
28.11.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8549/12
12.07.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-10602/12