В 1994-1997 гг. таможенными органами Российской Федерации проведена определенная работа по созданию юридических служб таможенных органов. Такая работа велась в свете решений коллегий ГТК России от 26 мая 1994 г. и 29 июля 1994 г., а также во исполнение приказов ГТК России от 11 мая 1994 г. N 189 "О создании юридических служб таможенных органов Российской Федерации" и от 23 сентября 1994 г. N 485 "Об утверждении Общего положения о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа Российской Федерации".
Несмотря на определенный прогресс, деятельность юридических служб в целом по системе таможенных органов остается не на должном уровне. Анализ представляемой в ГТК России информации свидетельствует о том, что ряд руководителей таможенных органов недостаточно представляют себе роль и значение юридических служб, проявляют пассивность в формировании юридических служб,создании для их работы надлежащих условий, обеспечении их необходимыми материально-техническими средствами либо необоснованно сокращают штатную численность юридических служб.
Отмечается резкое увеличение числа обращений участников внешнеэкономической деятельности в судебные органы с обжалованием решений, действий или бездействия таможенных органов. Так, если в 1994 году количество исков, рассмотренных в судебных органах с участием таможенных органов, составило 488, то в 1996 году уже 4136 (рост почти 1000%), при этом потери таможенных органов в результате проигранных в судах дел составили в 1996 году 240 млрд. рублей.
Наибольшее число дел, рассматриваемых в судах с участием таможенных органов, составляют дела об обжаловании постановлений о нарушении таможенных правил (около 80%). Производство по делам о нарушении таможенных правил ведется структурными подразделениями правоохранительного блока таможенных органов. Нередки случаи нарушения указанными подразделениями порядка производства по делам о нарушении таможенных правил, что и становится главной причиной вынесения судебными органами решений не в пользу таможенных органов. При этом ответственность на негативные результаты судебной практики несут в настоящее время фактически только юридические службы таможенных органов.
В ряде таможенных органов сокращение численности юридических служб прошло с нарушением требований приказа ГТК России от 27.04.95 N 289 "О расширении прав руководителей таможенных органов при проведении организационно-штатных мероприятий", которым предоставлялось право начальникам региональных таможенных управлений и таможен перераспределять штатную численность в пределах до 30%. До настоящего времени не организована в должной степени работа юридических служб в Шереметьевской (И.Е.Орленко), Якутской (В.Ф.Сивцев) таможнях.
В ряде случаев начальники таможен продолжают комплектовать юридические службы по остаточному принципу, не уделяют должного внимания вопросу подбора руководителей юридических служб. В практической работе руководители юридических служб сталкиваются с тем, что их заключения по правовым вопросам не принимаются за основу решений таможенных органов. Сведения юридической службы, представленные руководителям таможенных органов, о недостатках в правовой деятельности этих органов остаются без внимания, что приводит к снижению общей правовой дисциплины в таможенных органах. Имеют место случаи принятия начальниками таможенных органов правовых актов, издание которых находится исключительно в компетенции ГТК России.
Материально-техническое оснащение юридических служб остается на крайне неудовлетворительном уровне. Несмотря на то, что приказом ГТК России от 23.09.94 N 485 предусматривалось еще в 1994 г. обязательное обеспечение юридических служб компьютерами, факсами и ксероксами, до настоящего времени руководители таможенных органов не предприняли достаточных мер по выполнению данного приказа.
Указанные организационные недостатки в деятельности юридических служб, а также существующая недооценка их места и роли в структуре таможенных органов негативно влияют и на результаты судебной практики, влекут потери для федерального бюджета. Не дают должного результата и меры, предпринимаемые в этом направлении Правовым управлением ГТК России.
Сложившаяся ситуация в деятельности юридических служб, как служб, выполняющих функцию головных юридических подразделений таможенных органов, требует незамедлительного принятия на уровне всех таможенных органов мер, направленных на устранение недостатков.
На основании изложенного и в соответствии с подпунктом 9.5 Плана мероприятий по исполнению федерального бюджета на 1997 год, утвержденного решением коллегии ГТК России от 28.02.97, предусматривающего издание нормативных актов ГТК России по вопросам организационного обеспечения деятельности юридических отделов таможенных органов, приказываю:
1. Установить в качестве приоритетной задачи в деятельности юридических служб таможенных органов осуществление контроля за исполнением таможенного законодательства в деятельности подразделений таможенных органов.
Считать представления руководителей юридических служб по вопросам устранения выявленных фактов нарушения законности обязательными к безусловному исполнению всеми подразделениями таможенных органов.
Предоставить руководителям юридических служб право прямого обращения к начальнику вышестоящего таможенного органа в случае выявления нарушений законности и непринятия начальником таможенного органа должных мер к виновным должностным лицам и по устранению допущенных нарушений.
В исключительных случаях, связанных с фактами грубого нарушения законности в деятельности таможенного органа, когда для разрешения ситуации требуется непосредственное вмешательство ГТК России, предоставить начальникам юридических служб право обращения в Правовое управление ГТК России.
Начальнику Правового управления ГТК России незамедлительно информировать руководство ГТК России об указанных фактах и представлять свои предложения о мерах по урегулированию сложившейся ситуации и о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
2. Считать правовые акты региональных таможенных управлений и таможен, принимаемые без второй подписи либо без визы руководителя юридической службы, не имеющими юридической силы и не подлежащими применению.
3. Установить в качестве одного из критериев оценки правовой деятельности таможенных органов результаты судебной практики, исходя из того, что число дел, по которым судами принимаются решения не в пользу таможенных органов, не должно превышать 10% от общего числа рассмотренных в судах дел.
4. Установить, что при защите государственных интересов таможенными органами в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в качестве представителей таможенных органов участвуют помимо сотрудников юридических служб в обязательном порядке сотрудники структурных подразделений, инициировавших принятие обжалуемого решения, совершение обжалуемых действий или бездействие.
Ответственность за состояние и результаты судебной практики несут на равных основаниях начальник таможенного органа, руководитель юридической службы таможенного органа и начальники структурных подразделений, инициировавших принятие обжалуемого решения, совершение обжалуемых действий или бездействие.
5. Установить, что при подготовке юридическими службами материалов по обобщению и анализу правоприменительной практики с целью предоставления фактических данных в обязательном порядке привлекаются иные структурные подразделения таможенных органов, в компетенцию которых входит практическая реализация анализируемых вопросов.
6. Обратить внимание начальников региональных таможенных управлений и таможен на недопустимость недооценки роли юридических служб в обеспечении деятельности руководимых ими таможенных органов.
Начальникам таможен: Шереметьевской, - И.Е.Орленко, Якутской - В.Ф.Сивцев в месячный срок предпринять необходимые меры по надлежащей организации работы юридических служб.
7. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен в трехмесячный срок принять меры по безотлагательному и полному обеспечению юридических служб в соответствии с Табелем оснащенности, утвержденным приказом ГТК России от 23.09.94 N 485, в том числе и путем перераспределения не рационально используемых компьютеров и других материально-технических средств в иных структурных подразделениях.
8. Руководителям юридических служб таможенных органов в двухмесячный срок обеспечить установку и использование в таможенных органах ведомственной информационно-правовой системы "Таможня и право".
Об использовании в таможенных органах информационно-правовой системы "Таможня и право" см. распоряжение ГТК РФ от 1 апреля 1999 г. N 01-14/416
9. В связи с незначительностью средств, поступающих за информирование и консультирование по таможенным вопросам и остающихся в распоряжении таможенных органов после уплаты налогов, использовать указанные средства на улучшение условий оплаты труда сотрудников юридических служб в размере 100%. В случае участия в этой работе сотрудников или иных структурных подразделений, распределять таким лицам 10% указанных средств, а 90% - сотрудникам юридических служб.
Установленный настоящим пунктом порядок распределения средств, поступающих за информирование и консультирование, не распространяется на Московское таможенное управление.
10. Руководителям таможенных органов в двухмесячный срок осуществить комплекс мер по укреплению юридических служб таможенных органов, в том числе по:
а) обязательному учету квалификации, стажа работы, интенсивности и отдачи труда сотрудников юридических служб при установлении надбавок к окладам и применении мер материального поощрения;
б) досрочному присвоению (представлению к досрочному присвоению, если данный вопрос находится в компетенции вышестоящего таможенного органа) очередных специальных званий сотрудникам юридических служб, зарекомендовавшим себя квалифицированными специалистами;
в) обеспечению юридических служб в первоочередном порядке всеми нормативными актами ГТК России, а также необходимой юридической литературой.
11. Начальникам региональных управлений и таможен в течение шести месяцев направить в ГТК России информацию о выполнении настоящего приказа, а руководителям юридических служб - в Правовое управление ГТК России.
12. Правовому управлению (Н.М.Кутлубаев), начальникам региональных таможенных управлений усилить контроль за деятельностью юридических служб таможенных органов.
13. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю Председателя ГТК России В.А.Максимцеву.
ВрИО Председателя Комитета |
В.И.Мещеряков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ ГТК РФ от 2 июля 1997 г. N 392 "О совершенствовании деятельности юридических служб таможенных органов"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом ФТС России от 31 мая 2011 г. N 1143 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ГТК РФ от 1 марта 2002 г. N 214
Приказ ГТК РФ от 26 декабря 2000 г. N 1212