г. Москва |
|
20 ноября 2012 г. |
А40-33616/12-28-306 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2012г. по делу N А40-33616/12-28-306, принятое судьей Яниной Е.Н.,
по заявлению Департамента имущества г.Москвы (ИНН 7707058720, ОГРН 1027700149410, 127006, г.Москва, ул.Каретный ряд, д.2/1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746580822, 115191, г.Москва, ул.Большая Тульская, д.15)
третье лицо: Комитет государственного строительного надзора по Москве
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права,
при участии:
от заявителя: |
Лукашенко Ю.О. по доверенности от 10.01.2012г.; |
от ответчика: |
Масленникова К.А. по доверенности от 17.04.2012г.; |
от третьего лица |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущества г.Москвы (далее - ДИГМ) обратился в Арбитражный суд г.Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании недействительным сообщения от 27.10.2011г. N 12/29/2011-453 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, ул.Подольских курсантов, д.24Б, стр.1, обязании зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2012г. вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа заявителю в совершении регистрационных действий в отношении искомого объекта недвижимого имущества.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, обусловленное не приведением конкретных норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения. В свою очередь, податель жалобы также указывает на наличие оснований для отказа в совершении регистрационных действий, которым суд первой инстанции не дал надлежащую оценку, поскольку заявителем не представлен требуемый законом перечень документов для совершения данных действий.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке ст.262 АПК РФ заявителем, а также третьим лицом по делу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель третьего лица по делу: Комитета государственного строительного надзора по Москве в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителя указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела, по итогам рассмотрения заявления о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Москва, ул.Подольских курсантов, д.24Б, стр.1 Управлением Росреестра по Москве было отказано в регистрации права на поименованный объект недвижимого имущества, о чем было сообщено посредством письма 27.10.2011г. за N 12/029/2011-453.
В качестве основания для принятия подобного решения ответчик указал, что в нарушение абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации) заявителем не представлено документов, необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом для государственной регистрации прав, а именно согласно ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Вынесение вышеуказанного ненормативного правового акта, обусловленного отказом в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества побудило ДИГМ обратится в суд за защитой и восстановлением нарушенного права.
Исследовав имеющихся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, коллегия приходит к выводу что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права, вопреки доводам апелляционной жалобы, применены судом правильно.
Согласно абз.6 п.1 ст.20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
В силу абз.10 п.1 ст.20 упомянутого Закона в государственной регистрации прав может быть также отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В силу п.1 ст.2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (ч.1 ст.16) и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с ч.2 ст.16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно положениям п.1 ст.17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - акты, изданные органами государственной договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Исходя из положений п.2 ст.8, ст.131, п.2 ст.233 Гражданского кодекса России право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В силу положений п.1 ст.25 Закона о регистрации право собственности на указанный объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
На этапе подачи необходимых документов, заявителем в качестве документа-основания приобретения права собственности на вновь созданный объект недвижимости было представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17.05.2010г, N 05-313-04/10, выданное Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
В силу п.1 ст.55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно п.2.1 постановления Правительства Москвы от 02.05.2006г. N 331-П "Об утверждении положения о Комитете государственного строительного надзора города Москвы" Комитет государственного строительного надзора города Москвы осуществляет государственный строительный надзор и выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию в г.Москве при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в соответствии с ГрК РФ, порядком, установленным Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Отраслевые департаменты Правительства Москвы, к числу которым законом отнесен и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы не уполномочены на выдачу разрешений относительно ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий. Содержание Приложения N 1 п.2.52 к постановлению Правительства Москвы от 28.08.2007г. N 739-ПП закрепляет возможность выдачи Департаментом разрешений на ввод в эксплуатацию объектов городского хозяйства и водных объектов. Однако из текста данного постановления невозможно однозначно определить являются ли общественные туалеты объектами городского хозяйства, так как оно не содержит перечня и характеристик таких объектов. Таким образом, документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию в установленном законе порядке для целей государственной регистрации не представлены.
В соответствии с п.1 ст.25.3 Закона о государственной регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно представленному в Управление Росреестра по Москве кадастровому паспорту от 29.01.2011г., заявленный объект недвижимости является объектом нового строительства (год ввода в эксплуатацию-2010)
В соответствии с данной нормой закона для регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект в регистрирующий орган были представлены: постановление Правительства Москвы от 24.10.2006г. N 837-ПП "О мерах по выполнению программы строительства и реконструкции общественных туалетов в городе Москве", Договор о предоставлении участка от 16.05.2007г. N 05-313-04/07, титул переходящий стройки, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17.05.2010г. N 05-313-04/10, Распоряжение Префектуры ЮАО г.Москвы от 28.06.2011г. N 01-41-362 "Об утверждении адреса городского общественного туалета по улице Подольских курсантов, 24 Б, стр.1", кадастровый паспорт объекта от 01.12.2010г. и от 21.09.2011г., поэтажный план, экспликация.
Согласно п.2 ст.55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдает орган (федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления), уполномоченная организация, выдавшая разрешение на строительство объекта.
Представленное ответчику разрешение на строительство от 16.05.2007г. N 05-313-04/07 выдано Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Из представленного ответчику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 17.05.2010г. N 05-313-04/10 следует, что оно также выдано Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Пунктом 2.52 Приложения N 1 "Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы" к постановлению Правительства Москвы от 28.08.2007г. N 739-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 19.01.2010г. N 28-ПП) "О Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы" установлено, что на Департамент возложены функции по выдаче разрешений на ремонт, реконструкцию, и строительство объектов городского хозяйства и водных объектов, а также разрешений на ввод их в эксплуатацию в пределах компетенции Департамента.
Из представленного в Управление Росреестра письма Мосгосстройнадзора от 20.08.2010г. N 09-4415/10-1 следует, что Мосгосстройнадзор, ссылаясь на п.2.52 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.08.2007г. N 739-ПП, не возражает против получения разрешения на ввод в эксплуатацию городских общественных туалетов в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17.05.2010г. N 05-313-04/10 выдано Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в пределах компетенции, установленной положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что представленные заявителем на государственную регистрацию соответствуют требованиям ст.18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а отказ в государственной регистрации права собственности нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2012г. по делу N А40-33616/12-28-306 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33616/2012
Истец: Департамент имущества г. Москвы, Департамент имущества города Москвы
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и кортографии по г. Москве
Третье лицо: Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Комитет государственного строительного надзора по г. Москве