Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2012 г. N 16АП-2866/12
Требование: о признании частично недействующим договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
28 ноября 2012 г. |
Дело N А77-531/2012 |
21 ноября 2012 года объявлена резолютивная часть постановления.
28 ноября 2012 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей: Луговой Ю.Б., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Халимова Аюба Рамазановича на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 19.06.2012 по делу N А77-531/2012 (судья Бачаев А.А-А.)
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики (ОГРН 1072031000414, Грозный Город, Тучина Улица,3)
к Исаеву Лечи Ромельевичу (ЕГРИП 311203434800031), Насуханову Абусупьяну Султановичу (ЕГРИП 311203134600280), Халимову Аюбу Рамазановичу (ЕГРИП 306203209400043), Кагирову Элимсолту Бетирсолтановичу (ЕГРИП 311774633400805), Территориальному управлению Росимущества в Чеченской Республике (ОГРН 1092031003228), открытому акционерному обществу "Чеченнефтехимпром" (ОГРН 1112031000806), Управлению Росреестра по Чеченской Республике (ОГРН 10420002611496),
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Чеченской Республики (ОГРН 1022002542737), муниципального учреждения "Администрация Шалинского муниципального района" (ОГРН 1022001941763),
о признании недействительными договоров купли-продажи недвижимого имущества,
при участии в судебном задании:
от Халимова Аюба Рамазановича - Халимова Н.Р. по доверенности N 95АА0007523 от 21.11.2011, Исмаиловой М.Б. по доверенности N 95АА0007523 от 21.11.2011;
от Комитета Правительства Чеченской Республики по лесному хозяйству и водным ресурсам - Мугуева А.Ш. по доверенности N АЖ-1348 от 19.11.2012;
Насуханова Абусупьяна Султановича - лично;
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Чеченской Республики с иском к Исаеву Лечи Ромельевичу (ЕГРИП 311203434800031), Насуханову Абусупьяну Султановичу (ЕГРИП 311203134600280), Халимову Аюбу Рамазановичу (ЕГРИП 306203209400043), Кагирову Элимсолту Бетирсолтановичу (ЕГРИП 311774633400805), Территориальному управлению Росимущества в Чеченской Республике (ОГРН 1092031003228), открытому акционерному обществу "Чеченнефтехимпром" (ОГРН 1112031000806), Управлению Росреестра по Чеченской Республике (ОГРН 10420002611496) о признании недействительными договоров купли-продажи недвижимого имущества. Заявленные требования мотивированы тем, что предметом договоров купли-продажи являются земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, которые не подлежат предоставлению в собственность гражданам.
Решением суда Арбитражного суда Чеченской Республики от 19.06.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными договор купли-продажи N 002 от 12.01.2009 земельного участка категории земель: земли населенных пунктов для оздоровительной деятельности, площадью 83548 кв.м., положенный по адресу: Россия, Чеченская Республика, Шалинский район, с. Сержень-юрт, с кадастровым номером 20:12:2202000:40, заключенный ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чеченской Республике с Исаевым Л.Р.; договор купли-продажи N 003 от 12.01.2009 земельного участка категории земель: земли населенных пунктов Детский оздоровительный лагерь ПОГНОС "ПТК" (ФГУП "Чечен-нефтехимпром"), площадью 30670 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Чеченская Республика, Шалинский район, с.Сержень-юрт, с кадастровым номером 20:12:1802000:9, заключенный ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чеченской Республике с Насухановым А.С.; договор купли-продажи N 004 от 12.01.2009 земельного участка категории земель: земли населенных пунктов Детский оздоровительный лагерь "Сказка", площадью 16450 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Чеченская Республика, Шалинский район, с.Сержень-юрт, ул. Шерипова, 9, с кадастровым номером 20:12:1802000:37, заключенный ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чеченской Республике с Халимовым А.Р.; договор купли-продажи от 04.03.2009 земельного участка категории земель: земли населенных пунктов Детский оздоровительный лагерь "Родничок" ФГУП "Чеченнефтехим-пром", площадью 56157 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Чеченская Республика, Шалинский район, с.Сержень-юрт, с кадастровым номером 20:12:1802000:8, заключенный ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чеченской Республике с Кагировым Элимсолтой Бетирсолтановичем. Суд также обязал Управление Росреестра по Чеченской Республике аннулировать записи регистрации прав собственности земельных участков в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, проведенных на имя: Насуханова Абусупьяна Султановича под N20-20-03/002/2009-125; Исаева Лечи Ромельевича под N20-20-03/002/2009-481; Халимова Агоба Рамазановича под N20-20-03/002/2009-51; Кагирова Элимсолта Бетирсолтановича под N20-20-03/002/2009-348. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые договора заключены в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением суда, Халимов А.Р. подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права при рассмотрении спора. Так, заявитель указал, что суд первой инстанции не направлял определения о назначении дела к судебному заседанию и не предоставил время для предоставления сторонами доказательств по делу. По мнению заявителя, истец не представил доказательство нарушенного права.
В судебном заседании представители Халимова Аюба Рамазановича, а также Насуханов Абусупьян Султанович поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета Правительства Чеченской Республики по лесному хозяйству и водным ресурсам возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чеченской Республике (далее - управление) и Исаевым Л.Р. N 001 и N 002, Насухановым А.С. N 003 и Халимовым А.Р. N 004 (покупатели) заключены договора купли-продажи земельных участков от 12.01.2009.
Предметом договоров являлись:
- земельный участок, с кадастровым номером 20:12:1802000:9, расположенный по адресу: Чеченская Республика, Шалинский район, с.Сержень-Юрт, под детский оздоровительный лагерь ПОГНОС "ПТК", общей площадью 30670 кв.м (договор N 003);
- земельный участок, с кадастровым номером 20:12:1802000:37, расположенный по адресу: Чеченская Республика, Шалинский район, с.Сержень-Юрт, под детский оздоровительный лагерь "Сказка", общей площадью 16450 кв.м (договор N 004);
- земельный участок, с кадастровым номером 20:12:1802000:8, расположенный по адресу: Чеченская Республика, Шалинский район, с.Сержень-Юрт, под детский оздоровительный лагерь "Родничок", общей площадью 56157 кв.м (договор N 001);
- земельный участок, с кадастровым номером 20:12:2202000:34, расположенный по адресу: Чеченская Республика, Шалинский район, с.Сержень-Юрт, под детский оздоровительный лагерь "Спутник", общей площадью 93548 кв.м (договор N 002).
Согласно договорам купли продажи на земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие покупателям на праве собственности.
Вместе с тем из материалов дела следует, что предоставленные земельные участки по указанным выше договорам находятся в категории земель: земли населенных пунктов - детского оздоровительного лагеря "Родничок" ФГУП "Чеченнефтехимпром" (договор N 001), земли населенных пунктов - детского оздоровительного лагеря ПОГНОС "ПТК" ФГУП "Чеченнефтехимпром" (договор N 003), земли населенных пунктов - детского оздоровительного лагеря "Спутник" ФГУП "Чеченнефтехимпром" (договор N 002), земли населенных пунктов - детского оздоровительного лагеря "Сказка" ФГУП "Чеченнефтехимпром" (договор N 004).
Вместе с тем Исаев Л.Р. продал Кагирпову Элимсоте Бетирсолтановичу земельный участок с кадастровым номером 20:12:1802000:8 по договору купли-продажи от 04.03.2009.
Департамент, считая, что спорные договоры заключены с нарушением закона, обратился в арбитражный суд.
Судом первой инстанции установлено, что до начала военных действий 1994 года в Чеченской Республике в с.Сержень-Юрт Шалин-кото района Чеченской Республики функционировали объекты массового отдыха: базы отдыха, пионерские лагеря, детские оздоровительные лагеря и другие объекты отдыха, которые располагались на землях лесного фонда.
Так, из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Совета Министров ЧИАССР N 545 от 27.09.1967 управление лесного хозяйства предлагает произвести отвод земельного площадью 2,25 га нефтегазовому управлению "Грознефтегаз" под строительство базы отдыха в квартале N 23 Шалинского лесничества.
Договором на отвод земельных участков от 25.08.1967 из государственного лесного фонда во временное пользование в управление "Грознефтегаз" передан земельный участок 2,25 га из земель гослесфонда в 23 квартале лесничества Шалинского лесхоза. При этом из акта обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу от 17.08.1967, следует, что отвод произведен НГУ "Грознефтегаз" в Шалинском лесничестве в 23 квартале, общей площадью 2,25 га.
При этом из представленного в материалы дела перечня предприятий и структурных подразделений, имущество которых по состоянию на 01.01.1995 передается в хозяйственное ведение ГУП нефтяного комплекса Чеченской Республики, следует, что в состав реорганизуемого предприятия в форме слияния вошло предприятие НГУ "Грознефтегаз".
Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14.11.2001 N 3294-р о реорганизации государственных предприятий нефтегазового комплекса, расположенных на территории Чеченской Республики, указанные предприятия реорганизованы в форме слияния с образованием нового юридического лица - ФГУП "Чеченнефтехимпром", являющегося правопреемником реорганизуемых предприятий.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Более того, согласно статье 4 действовавших на момент предоставления земельного участка правопредшественнику ФГУП "Чеченнефтехимпром" Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977, все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Таким образом, к ФГУП "Чеченнефтехимпром" в соответствии с действовавшим в тот период законодательством перешло право временного пользования земельным участком Шалинского лесничества, входящим в государственный лесной фонд и являющимся собственностью государства, не подлежащей приватизации.
Между тем, как видно из материалов дела и оспариваемых договоров, покупатели спорных земельных участков являются собственниками объектов недвижимости, которые приобретены ими по результатам торгов по реализации арестованного имущества ФГУП "Чеченнефтехимпром".
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления такого заявления готовит проект договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; водоохранного и санитарно-защитного назначения; общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие); транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития; предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (пункт 6 статьи 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Как видно из материалов дела, не оспаривается подателем апелляционной жалобы и следует из текста апелляционной жалобы, оспариваемые участки принадлежат Шалинскому лесничеству.
Органом, уполномоченным в соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации вести государственный лесной реестр (Департаментом лесного хозяйства Чеченской Республики), в материалы дела представлена карта-схема наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Таким образом, план участка лесного фонда соответствует документу, подтверждающему государственный кадастровый учет земельного участка, соответственно, является относимым и допустимым доказательством.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктами 2 и 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Как правильно установил суд первой инстанции, в состав выкупленных покупателями участков вошли земли лесного фонда. Следовательно, предоставление участков лесного фонда покупателям на праве собственности произведено в противоречие статье 27 Земельного кодекса РФ и статьям 8 и 25 Лесного кодекса РФ, поскольку в отношении спорных участков установлен специальный режим пользования. Ни действующим в спорный период, ни в настоящее время законодательством не предусмотрена передача спорных земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорные договоры купли-продажи земельных участков заключены с покупателями в нарушение указанных норм законодательства РФ, и согласно статьи 168 ГК РФ эти договора являются недействительными (ничтожными), и не влекут юридических последствий для его участников (Ответчиков), согласно части 1 статьи 167 ГК РФ.
Довод о том, что земельные участки расположены на землях населенных пунктов, противоречит материалам дела. В свою очередь, выписки из государственного кадастра недвижимости правоустанавливающими либо правоподтверждающими документами не являются.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие нарушения прав истца, не принимается апелляционным судом, поскольку оспариваемые договоры купли-продажи земельных участков затрагивают права и интересы истца ввиду наличия препятствий истцу в реализации своих прав, закрепленных в статьях 1-4 Лесного кодекса РФ.
Довод о неприменении судом первой инстанции последствий недействительности сделки судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанное не является предметом заявленных требований. Вопрос о применении к оспариваемым сделкам последствий недействительности может быть предметом самостоятельных требований.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на нарушение судом норм материального и процессуального права не нашли своего подтверждения по материалам дела.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для изменения или его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 19.06.2012 по делу N А77-531/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-531/2012
Истец: Департамент лесного хозяйства Министаерства сельского хозяйства Чеченской Республики
Ответчик: Исаев Л. Р., Кагиров Э. Б., Насуханов А. С., ОАО "Чеченнефтехимпром", Территориальное управление Росимущества в Чеченской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике, Халимов А. Р.
Третье лицо: Администрация Шалинского муниципального района Чеченской Республики, Министерство образования и науки Чеченской Республики