город Ростов-на-Дону |
|
21 ноября 2012 г. |
дело N А53-17348/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ивановой Н.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михалицыной Л.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга": представитель по доверенности Малько В.С. паспорт доверенность N 61АА0969172 от 28.12.2011 по 31.12.2012
от Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области: представители по доверенности главный специалист Талалаева И.Н. (удостоверение N 316 выдано ноябрь 2012 по ноябрь 2017, доверенность N ГСН/1232 от 01.11.2012 по 01.11.2013); Гуляева А.В. (паспорт, доверенность N ГСН/12216 от 31.10.2012 по 01.11.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.08.2012 по делу N А53-17348/2012, принятое судьей Сурмаляном Г.А., по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области о признании недействительным предписания от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области (далее - служба) от 30.03.2012г. N 1/3.8-26/75 по устранению нарушений строительного законодательства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.08.2012 заявленные требования удовлетворены, с Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области в пользу заявителя взыскано 2 000 рублей в счёт возмещения судебных расходов на оплату госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что службой не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации, как следствие, доказательства полномочий по осуществлению строительного надзора. Также не представлены доказательства о том, что спорные объекты являются объектами капитального строительства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что исходя из норм градостроительного, гражданского законодательства и нормативных актов в сфере связи, сооружения связи наряду с линиями электропередач отнесены к сложным объектам, объектам капитального строительства, подконтрольным государственному строительному надзору. Таким образом данный объект подпадает под понятие недвижимого объекта, на строительство (реконструкцию) которого, в соответствии с градостроительными нормами, требуется разрешение.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 30.03.2012 должностным лицом Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области на основании приказа от 10.10.2011г. N 378, приказа от 01.08.2011г. N 182-л/с/2009-л/с осуществлена проверка объекта "реконструкция ВЛ 0,4 кВ в х.Зеленовка и х.Мосты, Тарасовского района Ростовской области", расположенного по адресу: х.Зеленовка и х.Мосты, Тарасовский район, Ростовская область.
В ходе вышеуказанной проверки установлено, что строительство объекта "реконструкция ВЛ 0,4 кВ в х.Зеленовка и х.Мосты, Тарасовского района Ростовской области" осуществляется с нарушениями градостроительного законодательства, а именно:
- отсутствует разрешительная документация на реконструкцию объекта капитального строительства "Реконструкция ВЛ 0,4кВ в х.Зеленовка и х.Мосты Тарасовского района Ростовской области", расположенного но адресу: Ростовская область, Тарасовский район, х.Зеленовка, х.Мосты;
- открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" осуществляет реконструкцию указанного объекта капитального строительства, по проектной документации не прошедшей государственную экспертизу. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию объекта капитального строительства "Реконструкция ВЛ 0,4кВ в х.Зеленовка и х.Мосты Тарасовского района Ростовской области", расположенного по адресу: Ростовская область, Тарасовский район, х.Зеленовка, х.Мосты отсутствует;
- открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" не направило заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала реконструкции объекта капитального строительства, в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ;
- не выполнен строительный контроль и процедура освидетельствования выполнения работ по разбивке и бурению котлованов под установку опор N 1-N 124 под электрические сети 0,4-1 ОкВ ТП N 163/1 до выполнения последующих работ но установке данных опор;
- не выполнен строительный контроль и процедура освидетельствования выполнения работ по установке опор N 1-N 124 под электрические сети 0,4-10кВ ТП N 163/1 до выполнения последующих работ по монтажу воздушной распределительной сети;
- процедура освидетельствования (электрических сетей 0,4-10кВ от сущ. ТП 164) разбивки осей объекта капитального строительства, разбивки и бурения котлованов под установку опор N 1-N 30, установки данных опор.
Вышеуказанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 30.03.2012г. N 1/38.
По результатам проведенной проверки Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области обществу выдано предписание от 30.03.2012г. N 1 об устранении вышеуказанных нарушений.
Не согласившись с предписанием от 30.03.2012г. N 1/3.8-26/75, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при:
- строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
- реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 кодекса.
Частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предметом государственного строительного надзора является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на его осуществление, в том числе, за строительством объектов капитального строительства, если при его проведении предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
На основании части 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Согласно подпункта 4 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт (далее - кВ) и более.
Как следует из документов, представленных в материалы дела сторонами, объект строительства, в отношении которого выдано предписание, является воздушной линей электропередачи, напряжением 0,4 кВ.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность вышеуказанного объекта к характеристикам объекта капитального строительства, установленных частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных сторонами документов и пояснений сторон, закрепление промежуточных опор П 10.3 и П10-4 в грунте предусматривается, как правило, без ригеля, в сверленые котлованы глубиной: 2,5 м., 2,0 м., 2.3 м, диаметром 350-450 мм. Обратная засыпка котлованов производится вынутым при бурении грунтом. При засыпке котлована производится уплотнение грунта слоями не более 20 см с помощью трамбовки до получения плотного грунта засыпки 1,7 т/м3. Таким образом, как видно из характеристик строительства спорного объекта, перемещение опор возможно без ущерба их назначению.
Таким образом, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что исходя из норм градостроительного, гражданского законодательства и нормативных актов в сфере связи, сооружения связи наряду с линиями электропередач отнесены к сложным объектам, объектам капитального строительства, подконтрольным государственному строительному надзору.
В соответствии с пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области при вынесении оспариваемого предписания, не учтено то обстоятельство, что в случае наличия характеристики проверяемого объекта, как объекта капитального строительства, в силу положений статей 48.1, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, экспертиза в отношении проектной документации объектов капитального строительства такого рода не проводится, поскольку линия электропередачи, являющаяся объектом спорного строительства, имеет напряжение 0,4 кВ, следовательно, не относится к особо опасным и технически сложным объектам.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что "реконструкция ВЛ 0,4 кВ в х.Зеленовка и х.Мосты, Тарасовского района Ростовской области", расположенной по адресу: х.Зеленовка и х.Мосты, Тарасовский район, Ростовская область, не относится к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, в связи с чем признаки, относящие его к категории объектов, подлежащих государственному строительному надзору, отсутствуют.
Частью 5 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: 1) копия разрешения на строительство; 2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; 3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; 4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; 5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса.
Судом первой инстанции обосновано сделан вывод о том, что поскольку заключение государственной экспертизы на проектные работы по реконструкции объекта "реконструкция ВЛ 0,4 кВ в х.Зеленовка и х.Мосты, Тарасовского района Ростовской области" не требуется, то обязанность, по направлению в органы государственного строительного надзора извещения о начале строительно-монтажных работ, а также прилагаемых к нему документов у общества отсутствовала.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 утверждено Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется:
а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы;
б) при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (пункт 3 Положения).
Согласно пункту 5 Положения государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).
Пунктом 6 Положения установлено, что Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункт 9 Положения).
Из содержания указанных норм следует, что государственный строительный надзор (проверка) не должен осуществляться при строительстве объектов капитального строительства, названных в части 4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе.
Соответственно при строительстве указанных объектов капитального строительства государственный строительный надзор не может осуществляться в случаях, когда проектная документация на осуществление строительства не подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, обществом представлено в материалы дела заключение эксперта от 29.04.2022г. N 2276 опоры ВЛ-10 кВ не имеющие фундаментов прочно связанных с землей не относятся к недвижимому имуществу.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области от 30.03.2012г. N 1/3.8-26/75 является недействительным, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.08.2012 по делу N А53-17348/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17348/2012
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Ростовэнерго"
Ответчик: Региональная служба государственного строительного надзора РО, Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9088/13
03.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9088/13
22.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-660/13
21.11.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13311/12
28.08.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-17348/12