г. Самара |
|
19 ноября 2012 г. |
Дело N А65-6705/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 ноября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 ноября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - Дриго В.В., доверенность от 29.02.2012 г. N 2/690,
от третьих лиц:
от Православной религиозной организации Епархиального Раифского Богородицкого мужского монастыря Республики Татарстан Зеленодольского района поселка Раифа Казанской Епархии русской православной церкви - Каштанова С.В., доверенность от 12.10.2012 г.,
от ООО "Раифское" - Казанцева Ж.Г., протокол N б/н от 18.12.2009 г.,
от ФГБСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением "Раифское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района на решение (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань,
к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск, Республика Татарстан,
третьи лица:
Православная религиозная организация Епархиального Раифского Богородицкого мужского монастыря Республики Татарстан Зеленодольского района поселка Раифа Казанской Епархии русской православной церкви, п. Раифа, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
общество с ограниченной ответственностью "Раифское" (ИНН 1648020224, ОГРН 1061673050966), г. Зеленодольск, Республика Татарстан,
Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Раифское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа" (ИНН 1620001863, ОГРН 1021606754883), п. Раифа, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее ответчик) о признании недействительным постановления N 481 от 19.04.2007 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 августа 2012 г. по делу N А65-6705/2012 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 19.04.2007 г. N 481. На ответчика возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считает что судом неправильно применен закон и что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указывает на необоснованность доводов ответчика, считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третьи лица - Православная религиозная организация Епархиального Раифского Богородицкого мужского монастыря Республики Татарстан Зеленодольского района поселка Раифа Казанской Епархии русской православной церкви, п. Раифа, Зеленодольский район, Республика Татарстан и общество с ограниченной ответственностью "Раифское" доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе поддерживают, считают их обоснованными.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьего лица - Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Раифское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчика и третьих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, исполкомом Зеленодольского районного, городского Совета народных депутатов отведены Раифской детской колонии МВД ТАССР в постоянное пользование земли площадью 87, 7 га., в т.ч. 66, 83 га. пахотных земель, 1, 75 га. пастбищных земель, 3, 65 га. земель садов и 15, 47 га. прочих земельных угодий, о чем произведена запись N 9 в государственной книге регистрации землепользователей от 15.08.1959 г. и выдан акт от 18.08.1959 г.
Из материалов дела также следует, что приказом N 4 от 20.01.1965 г. Татарского Республиканского управления профессионально-технического образования на базе Раифской детской колонии МВД ТАССР было образовано Государственное образовательное учреждение Раифское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа.
Впоследствии это государственное образовательное учреждение было переименовано в Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Раифское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа", имущество этого учреждения с момента его создания находилось в государственной собственности сначала СССР, а в последствии Российской Федерации и никогда из государственной собственности Российской Федерации не выбывало.
В настоящее время учредителем этого государственного образовательного учреждения является Министерство образования Российской Федерации, которым училищу переданы в оперативное управление здания, сооружения общей площадью 203, 2 кв.м., введенные в эксплуатацию в 1966 году и расположенные по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, пос. Раифа, ул. Клубная.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Зеленодольского района и г. Зеленодольска N 1147 от 29.07.1997 г. от Раифского специального профессионально-технического училища N 1 переданы в ведение Раифского Совета местного самоуправления селидебные земли площадью 29, 9 га., закрепив из них 23, 3 га в постоянное пользование за Раифским специальным профессионально-техническим училищем N 1.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельным реформам N 43 от 20.09.1999 г. принято предложение Зеленодольского района и г. Зеленодольска об изъятии земельного участка площадью 3, 12 га. у Раифского специально-технического училища N 1 закрытого типа и отводе указанной земли в постоянное (бессрочное) пользование Раифскому Богородицкому мужскому монастырю Казанской епархии Московской патриархии для размещения культовых, хозяйственных и бытовых объектов монастыря.
31.01.2001 г. постановлением Главы администрации Зеленодольского района и г. Зеленодольска N 142 в связи с добровольным отказом у Раифского специально-технического училища N 1 закрытого типа изъят земельный участок площадью 0, 54 га. и указанный земельный участок предоставлен Волжско-Камскому Государственному заповеднику в аренду, в последующем земельный участок закреплен за заповедником на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением исполкома Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 481 от 19.04.2007 г. без согласования с уполномоченным органом Российской Федерации и без согласия государственного учреждения из земель государственного учреждения Раифскому Богородицкому мужскому монастырю выделен в аренду земельный участок площадью 4 168 кв.м. сроком на 49 лет и заключён договор аренды.
Религиозной организацией права и обязанности по договору аренды переданы ООО "Раифское".
Из материалов дела также следует, что уполномоченные органы Российской Федерации решений о прекращении права постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 87, 7 га., на основании акта от 18.08.1959 г. в отношении государственного образовательного учреждения не принимали.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что государственное учреждение добровольно отказалось от права пользования, указанным земельным участком или его частью.
Управлением Федеральной службы безопасности РФ по Республике Татарстан заявителю направлено сообщение от 14.11.2011 г. о том, что из земель государственного учреждения без прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в 1999 г., 2001 г. изъяты земельные участки, а также о том, что 19.04.2007 г. постановлением исполкома Зеленодольского муниципального района N 481 из состава земель государственного учреждения выделен земельный участок площадью 4 168 кв.м. и предоставлен в аренду Раифскому Богородицкому мужскому монастырю, который переуступил право аренды коммерческому предприятию, ООО "Раифское".
На основании указанного сообщения заявитель считая, действия ответчика, совершенными с превышением его полномочий, нарушающими права и законные интересы Российской Федерации, не соответствующими Земельному кодексу РФ, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432) предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Согласно п. 5.13 Положения осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность.
Таким образом, Территориальное управление (заявитель) является органом, осуществляющим права собственника в отношении имущества Российской Федерации и наделено полномочиями, распоряжаться ими.
Заявителем в порядке ч. 4 ст. 198 АПК РФ подано в арбитражный суд первой инстанции ходатайство о восстановление срока для подачи заявления, в качестве уважительной причины указано на то, что об оспариваемом постановлении ему стало известно только из сообщения Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Татарстан от 14.11.2011 г. в связи, с чем 13.02.2012 г. и было подано заявление в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Согласно положениям пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в статье 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 этой статьи процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Помимо этого, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О даны разъяснения, из которых вытекает, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. При этом заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, то такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что о нарушение прав Российской Федерации ответчику стало известно лишь 14.11.2011 г., а поэтому срок на обжалование оспариваемого правового акта следует исчислять со дня, когда заявителю стало известно о факте нарушения прав Российской Федерации оспариваемым постановлением, то есть на основании сообщения от 14.11.2011 г., полученного заявителем 16.11.2011 г. за вх. N 9467-ДСП, что следует из штампа входящей корреспонденции.
Заявитель направил в Арбитражный суд Республики Татарстан заявление 14.02.2012 г., что подтверждается почтовым конвертом, имеющий штемпель организации почтовой связи, то есть в сроки, предусмотренные положениями ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об уважительности причины пропуска срока, указанной заявителем и обоснованно в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ восстановил срок на подачу заявления.
Доводы ответчика и третьих лиц - Религиозной организации и ООО "Раифское" о том, что государственному учреждению было известно об оспариваемом постановлении 2007 года, поскольку руководителем государственного учреждения подписан акт от 19.10.2007 г. выбора земельного участка для нужд монастыря, площадью 4 168 кв.м. обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку не представлены доказательства направления как государственному образовательному учреждению, так и ответчику оспариваемого постановления, кроме того процедура отказа от пользования земельным участком, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании у государственного образовательного учреждения не соблюдена, а поэтому наличие подписи должностного лица и печати учреждения в акте не имеет правового значения.
Согласно п. 79 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 N 420 учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Земельные участки закрепляются за учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу п. 80 Типового положения учреждение не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов учреждения в пользу третьих лиц. Такие сделки и договорные отношения являются недействительными с момента их заключения.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации прекращение прав на земельные участки, предоставленные в установленном порядке, возможно лишь по основаниям и в порядке, установленном данным Кодексом.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Кодекса право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, предусмотренными статьей 53 настоящего Кодекса, либо согласно пункту 2 данной статьи принудительно в установленных данной нормой случаях на основании решения суда.
В силу статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прилагаются кадастровая карта (план) земельного участка (при ее наличии), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Из содержания и системного толкования указанных норм права следует, что в случае отказа лица от права постоянного бессрочного пользования на земельный участок и дальнейшее распоряжение этим участком органом местного самоуправления принимаются решения о прекращении указанного права, формировании новых земельных участков и их выделении в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом до принятия решений о прекращении права пользования, расформировании земельного участка и формировании новых земельных участков органу местного самоуправления необходимо осуществить фактическое обследование земельного участка об отказе от права, на который заявлено, установить его границы, а также наличие (отсутствие) на нем каких-либо объектов недвижимости и фактически изъять земельный участок у прежнего пользователя.
Как следует из материалов дела, государственное образовательное учреждение не обращалось в установленном порядке в Территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан с заявлением об отказе от права постоянного бессрочного пользования земельным участком или его частью, следовательно, процедура прекращения права государственного образовательного учреждения на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком площадью 4 168 кв.м. с кадастровым номером 16:20:100301:0031, сформированным из земельного участка с кадастровым номером 16:20:100301:26, не была соблюдена.
Согласно Приложению N 2 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 N 3020-1, учреждения народного образования, средние специальные и профессиональные учебные заведения относятся к объектам федеральной собственности.
Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности.
Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации.
Заявитель указывает на то, что Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Раифское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа" не передавалось в ведение Республике Татарстан, имущество училища по состоянию на 30.11.2011 г. значится в реестре федерального имущества, соответственно, отказ от пользования земельным участком, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании государственного учреждения возможен только при соблюдении процедуры изъятия.
Таким образом, ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что государственное учреждение в 2007 году обращалось в исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, согласованным с Территориальным управлением Росимущества в Республике Татарстан.
Доводы ответчика и третьих лиц о том, что должностным лицом государственного учреждения подписан акт выбора земельного участка для нужд Раифского Богородицкого мужского монастыря Казанской Епархии от 19.10.2006 г., обоснованно, отклонены судом первой инстанции, поскольку доказательств согласования вопроса от отказе от части земельного участка, используемого государственным учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, ответчиком не представлено, то есть, не выполнены требования статей 45 и 53 Земельного кодекса РФ.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что способ принудительного прекращения права бессрочного пользования путем изъятия земельного участка без согласия землепользователя, действующим законодательством не предусмотрен, а поэтому оспариваемое постановление принято с нарушением положений статей 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации и с нарушением прав и законных интересов Российской Федерации.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 августа 2012 г. по делу N А65-6705/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6705/2012
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань
Ответчик: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск
Третье лицо: ООО "Раифское", Православная религиозная организация Епархиальный Раифский Богородицкий мужской монастырь Республики Татарстан Зеленодольского района поселка Раифа Казанской Епархии русской православной церкви, Зеленодольский район, п. Раифа, Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Раифское специальное профессиональное училище N1 закрытого типа", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань