г. Воронеж |
|
14 ноября 2012 г. |
Дело N А14-10172-2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.11.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области: Ситниковой Н.В., представителя по доверенности N 03-06/06797 от 20.03.2012,
от общества с ограниченной ответственностью "Овощная база N 1": Беспаловой А.Ю., представителя по доверенности от 01.06.2012,
от Андриасян С.М.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Мирзаева А.К.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Перевозчикова В.И.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Приходько А.Н.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.08.2012 по делу N А14-10172/2012 (судья Федосеева И.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Овощная база N 1" (ОГРН 1113668015735), г. Воронеж, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (ОГРН 1073667040688), г. Воронеж, о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, при участии третьих лиц - Андриасян С.М., г. Воронеж; Мирзаева А.К., г. Семилуки Воронежской области; Перевозчикова В.И., г. Воронеж; Приходько А.Н., г. Воронеж.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Овощная база N 1" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением, в котором просило признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (далее - ответчик, Инспекция) от 11.04.2012 в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части изменения сведений о составе участников общества с ограниченной ответственностью "Овощная база N 1" по заявлению N Р14001; а также просило обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N12 по Воронежской области произвести государственную регистрацию изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части изменения сведений о составе участников общества с ограниченной ответственностью "Овощная база N 1" по заявлению от 04.04.2012 вх. N 7276А.
В качестве третьих лиц в рассмотрении дела принимали участие Андриасян С.М., Мирзаев А.К., Перевозчиков В.И., Приходько А.Н.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.08.2012 по делу N А14-10172-2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, считая его принятым с нарушением норм материального права, МИФНС России N 12 по Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на отсутствие в пакете документов, представленных на государственную регистрацию документа, подтверждающего основание прекращения прав на доли у участников общества - Перевозчикова В.И., Андриасяна С.М., Мирзаева А.К. (в заявлениях о выходе из общества отсутствуют отметки о получении данных заявлений Обществом).
По мнению Общества, суд области необоснованно не принял во внимание пп. 2 п. 7 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому доля или часть доли переходит к обществу с даты получения обществом заявления участника общества о выходе из общества, если право на выход из общества участника предусмотрено уставом общества.
Заявитель жалобы считает, что принятое регистрирующим органом решение об отказе в государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица ООО "Овощная база N 1" от 11.04.2012 по документам за вх. N 7276А от 04.04.2012, является законным и обоснованным, так как представленные на регистрацию документы не подтверждают основание перехода доли или части доли к Обществу.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы и требования апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы. При этом, отсутствие на заявлении участников Общества отметки о получении заявления о выходе из состава участников Общества, по мнению Общества, не свидетельствует о несоответствии такого документа требованиям действующего законодательства.
Андриасян С.М., Мирзаев А.К., Перевозчиков В.И., Приходько А.Н. в судебное заседание не явились, представив в материалы дела заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленных суду отзывах на апелляционную жалобу указанные лица просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным, указывая, что налоговым органом было вынесено решение об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что на заявлениях о выходе из состава участников, поданных в налоговый орган, не содержится отметка Общества о получении указанных заявлений. Однако, в настоящее время ООО "Овощная база N 1" хозяйственная деятельность не ведется и нет сотрудника, который бы осуществлял прием корреспонденции и проставлял на ней отметки. Заявления были подписаны в присутствии всех участников, на них стоит дата 02 апреля 2012 года - это и есть дата получения заявления Обществом. Кроме того, полагают, что в законодательстве Российской Федерации не содержится прямого требования, чтобы на заявлении о выходе из состава участников содержалась отметка о получении его Обществом.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей налогового органа и Общества, апелляционная инстанция находит, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела и установлено судом области, общество с ограниченной ответственностью "Овощная база N 1" является юридическим лицом, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1113668015735.
Общество 04.04.2012 обратилось в МИФНС России N 12 по Воронежской области с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, указав, что изменения вносятся в сведения об участниках - физических лицах. При этом к заявлению по форме N 14001 приложены: заявление Андриасян С.М. от 02.04.2012 о выходе участника из состава участников ООО "Овощная база N 1", заявление Мирзаева А.К. от 02.04.2012 о выходе участника из состава участников ООО "Овощная база N 1", заявление Перевозчикова В.И. от 02.04.2012 о выходе участника из состава участников ООО "Овощная база N 1" и доверенность на представителя.
Решением Инспекции от 11.04.2012 заявителю отказано в государственной регистрации изменений со ссылкой на положения подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации). При этом, регистрирующий орган указал, что в представленном пакете документов содержатся заявления участников Общества о выходе из ООО "Овощная база N 1" Андриасяна С.М., Мирзаева А.К. и Перевозчикова В.И., в которых отсутствует дата получения данных заявлений Обществом.
Не согласившись с решением МИФНС N 12 по Воронежской области, считая его несоответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось за судебной защитой с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что к заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приложен полный пакет необходимых документов и у налогового органа отсутствовали основания для отказа в регистрации.
Апелляционная инстанция находит вывод суда первой инстанции верным с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее- Закон N129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляемый в регистрирующий орган: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
Данный перечень является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации для внесения в Реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Реестр по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны, и соблюден установленный порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Пунктом 1 статьи 94 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N14-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.
Пунктом 6.1 статьи 23 Закона N 14-ФЗ определено, что в случае выхода участника из общества в соответствии со статьей 26 настоящего Закона его доля переходит к обществу.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 23 Федерального закона N 14-ФЗ доля участника общества переходит к обществу с даты получения обществом заявления участника о выходе из общества, если право участника на выход из общества предусмотрено уставом.
В силу пункта 7.1 статьи 23 Закона N 14-ФЗ документы для государственной регистрации соответствующих изменений должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня перехода доли или части доли к обществу. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Закон N 14-ФЗ не содержит норм, прямо регламентирующих процедуру подачи участником общества заявления о своем выходе из состава его участников (порядок информирования общества о выходе участника из его состава).
Временем подачи такого заявления следует рассматривать день передачи его участником как совету директоров (наблюдательному совету) либо исполнительному органу общества (единоличному или коллегиальному), так и работнику общества, в обязанности которого входит передача заявления надлежащему лицу, а в случае направления заявления по почте - день поступления его в экспедицию либо к работнику общества, выполняющему эти функции (подпункт "б" пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").
То есть свое право выхода из общества участник реализует путем подачи заявления о выходе совету директоров, если он есть, или исполнительному органу общества.
Вместе с тем, как следует из представленных в дело отзывов, на момент составления заявлений о выходе из состава участников ООО "Овощная база N 1" хозяйственная деятельность последним не велась, сотрудник, который бы осуществлял прием корреспонденции, отсутствовал.
Однако, заявления были подписаны в присутствии всех участников 02 апреля 2012 года, то есть этот день считается датой получения заявления Обществом.
В данном случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку заявления участников о выходе из состава Общества были представлены в пакете документов, приложенных к заявлению о государственной регистрации изменений, поданному от имени Общества лицом, уполномоченным действовать от имени Общества, оснований полагать, что на момент обращения за государственной регистрацией 04.04.2012 Общество не получило названные заявления, не имеется.
Кроме того, ни Законом о государственной регистрации, ни Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" не предусмотрено обязательное требование о наличии на заявлениях участников Общества о выходе из его состава даты или иных отметок получения данных заявлений Обществом.
Из материалов дела усматривается и подтверждается распиской N 7276А от 04.04.2012, все необходимые документы заявителем были представлены в регистрирующий орган, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Каких-либо доводов, с достоверностью подтверждающих наличие оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции апелляционная жалоба МИФНС России N 12 по Воронежской области не содержит. Доводы апелляционной жалобы выражают лишь несогласие с выводами суда области, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Апелляционная инстанция находит, что судом области всестороннее, полно исследованы представленные по делу доказательства, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не разрешается, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты в силу закона.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.08.2012 по делу N А14-10172/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10172/2012
Истец: "Овощная база N1", Апрятченкова Валентина Ивановна
Ответчик: МИФНС России N 12 по Воронежской области, МИФНС России N12 по Воронежской обл
Третье лицо: Андриасян С. М., Мирзаев А. К., Перевозчиков В. И., Перервозчиков Виктор Иванович, Приходько А. Н.